Технологии и инструменты, которые предлагает врачам инновационная отрасль здравоохранения – телемедицина, завоевывают популярность и доказывают свою эффективность во многих странах мира. Международное медицинское сообщество обсуждает вопросы востребованности и допустимости высокотехнологичных продуктов для здравоохранения на конференциях и в научных статьях.
А как обстоит дело с внедрением телемедицины в России? С какими проблемами сталкивается отечественное здравоохранение при попытках внедрить современные методы лечения? Оправдано ли применение телемедицинских технологий на начальном этапе лечения? Эти вопросы обсуждались в программе «Онлайн прием» на федеральном канале Mediametrics. Эфир программы состоялся 26 июня 2017 года.
В гостях у ведущей программы Дарьи Волянской был редактор профильного журнала «Телемедицина: электронное здравоохранение», доктор медицинских наук Антон Вячеславович Владимирский. Разговор начался с упоминания о первом слушании закона о телемедицине, которое состоялось в Госдуме РФ 15 июня 2017 года. Этот документ включает в себя вопросы, которые можно сгруппировать в 5 блоков:
Гость программы сказал, что ему импонирует стратегия этого документа, когда не создается отдельный закон о телемедицине, а лишь вносятся поправки и дополнения в уже существующие документы. В случае появления новых обстоятельств или игроков на рынке не придется переписывать целый документ, ведь рамочные условия уже будут заданы.
Антон Владимирский добавил, что предстоит большая работа со стороны чиновников Минздрава или самих практикующих врачей по созданию подзаконных актов. Поскольку самые горячие дискуссии и споры при обсуждении документа касались формата «врача – пациент», то первое слово в создании подзаконных актов и нормативов должны сказать практикующие врачи.
Так же, как они это сделали в вопросах финансирования телемедицинского формата «врач – врач». Ведь именно от региональных медицинских структур и организаций исходила инициатива о включении такого удаленного формата в полис ОМС (обязательное медицинское страхование).
Сейчас решается вопрос, будет ли телемедицина платной (и заведомо малодоступной для основной части населения) или войдет в ОМС. Эксперт сказал, что при оплате удаленных услуг с помощью ОМС повысится не только доступность, но и качество предоставляемых услуг.
Ведущая привела пример решение вопроса финансирования новой отрасли в США. В стране 60% расходов на телемедицинские услуги компенсирует госбюджет, остальные 40% возмещают государственные и частные страховые компании. Но, по словам гостя студии, частные страховщики работают в отрасли с 2000 года.
В условиях практически повсеместного распространения интернет-технологий первичное обращение человека в Сеть рано или поздно будет. По словам гостя, это (первичное обращение) – самая малоосвоенная зона новой отрасли. Прежде всего, здесь нужны правильное управление и организация.
Еще одной серьезной проблемой в области первичного приема пациента является «мифотворчество» относительно возможностей телемедицины, которое распространено как среди врачей, так и среди пациентов:
Сами врачи опасаются слишком больших рисков, которые налагает на них новый формат лечения. Во-первых, консультировать они должны в условиях ограниченной информированности и о самой болезни и о пациенте. Во-вторых, публичный формат (видео- и аудиозаписи консультаций могут храниться годами) – это большая ответственность.
В решении этих вопросов поможет четкая формулировка вопросов опросных списков, которые являются базой любой первичной консультации. А законодательные решения, которые будут предусматривать дополнительное финансирование для телемедицинских служб в поликлиниках, помогут популяризации удаленных услуг.
Особое внимание, по мнению гостя программы, следует уделить вопросам подготовки кадров для телемедицинских сервисов. Этому надо учить уже в медицинских ВУЗах. Прежде всего, следует увеличить число занятий для студентов-медиков, обеспечить их техническую подготовку.
Да и в сознании практикующих врачей, которые не очень любят самообразование, но предпочитают получать информацию о новых тенденциях в медицине из СМИ, должна произойти ментальная перестройка, выработаться убежденность в эффективности инновационных технологий.
Ведущая программы сказала, что в странах Европы 70% телемедицинских технологий применяются для вторичного обращения (мониторинг хронических больных, пожилых и престарелых), а в США 45% инноваций используются уже в машинах скорой помощи.
Антон Владимирский рассказал, что и в России есть дистанционные проекты, например, в области кардиологии. Но в некоторых регионах страны используют медицинское оборудование 70-х годов прошлого века, а на отечественном рынке телемедицины есть всего 10-15 крупных компаний и стартапов. Кроме того, существуют проблемы с медицинским консультированием инвесторов, которые могли бы вложиться в новую отрасль.
Ниже читатели статьи могут посмотреть видеозапись интервью с Антоном Вячеславовичем Владзимирским.