После принятия закона о телемедицине в России активно обсуждают этот документ на разных уровнях. Для многих медиков и специалистов IТ-индустрии этот документ оказался долгожданным и очень полезным. Дистанционное общение, например, между врачами, долгое время считалось незаконным, выходило за рамки правового поля. Теперь профессиональные обсуждения стали официально возможными и разрешенными.
Перспективам развития инновационной отрасли в Республике Башкортостан была посвящена программа «Дело», которая вышла на канале РБК-Уфа 14 сентября 2017 года. Ее ведущий Искандер Махмудов пригласил в студию двух специалистов, которые рассказали о состоянии телемедицинской отрасли в Республике.
Гостями студии стали Салават Хасбиев, занимающий должность внештатного специалиста по телемедицине по Республике Башкортостан в Министерстве здравоохранения РФ и Роберт Рахимов – заместитель главврача в одном из республиканских онкодиспансеров. На связи со студией были практикующий врач Сергей Климкин из Германии и Линар Графуллин – специалист и организатор национального телемедицинского онлайн-сервиса.
Ведущий программы рассказал о новых возможностях, которые появились у пациентов после принятия закона о телемедицине (проведение дистанционного консультирования, оформление медицинской документации, рецептов для приобретения лекарств в электронной форме), и поинтересовался у экспертов: сможет ли телемедицина реально повлиять на ситуацию в здравоохранении, например, снизить детскую и младенческую смертность?
Гости ответили, что в инновационной отрасли можно выделить два сегмента. Дистанционное общение в формате «врач – пациент» направлено на:
А вот профессиональное общение в формате «врач – врач» должно:
В условиях повсеместного сокращения поселковых амбулаторий, ФАПов, острой кадровой проблеме появление телемедицинских технологий в отдаленных регионах страны может стать хорошим решением для «малой медицины». Ведущий программы поинтересовался, а не будет ли дорогостоящее оборудование простаивать без дела, найдется ли достаточное число грамотных специалистов, которые смогут работать и обслуживать его?
Гости студии ответили, что определенные шаги в этом направлении уже предпринимаются. Кстати, похожие проблемы испытывает инновационная отрасль в Германии. Сергей Климкин рассказал, что в сельских районах страны не везде есть широкополосный Интернет, а техническая грамотность населения пока еще находится на низком уровне.
В Германии телемедицина тоже не так давно вышла из «серой зоны». Но телеконсультанты страны готовы работать с российскими пациентами. Правда, предложить могут лишь «консультативную помощь». Если пациенты смогут предоставить результаты исследования, проведенного в России, то немецкие телеконсультанты готовы помочь разобраться.
В Германии, как и в России, законодательно запрещено диагностирование пациентов на удаленных сеансах. Эксперты в студии программы «Дело» считают, что этой меры достаточно для предотвращения злоупотреблений, мошенничества и некомпетентных рекомендаций.
Линар Графуллин, представляющий онлайн-службы, отметил, что закон о телемедицине оказался ожидаемым. Теперь деятельность всех онлайн-служб будет проходить в рамках правового поля. Это поможет удерживать ситуацию под контролем, установит четкие границы для применения телемедицинских инструментов и технологий.
Ведущий программы спросил, может ли телемедицина что-то изменить в отношении россиян к медицине, регулярным осмотрам и процессу диспансеризации? Ведь часто люди пропускают установленные сроки, считая посещение больниц долгим и нудным занятием.
Один из гостей студии ответил, что телемедицина уже сегодня помогает решить сразу два важных вопроса при проведении диспансеризации:
В Республике Башкортостан телемедицина в разных формах начала развиваться еще с 2001 года. Именно с этого времени врачи Республики начали устанавливать телемедицинские контакты с коллегами из стран Европы, Индии. Сейчас в республике установлены прочные связи с врачами из других стран, профессиональные телеконсультации становятся регулярными и официальными.
Инновационная отрасль поможет решить еще одну важную проблему – недостаток времени для общения с пациентами (на прием пациента отводится 20 минут, а на диагностирование – 5 дней). После того, как врачи освоят инновационную технику можно надеяться, что рутинные операции будут автоматизированы, а время врача – перераспределится в пользу пациента.
Ниже читатели статьи смогут ознакомиться с видеоверсией разговора о телемедицине в Республике Башкортостан.