Спорная новая отрасль
Своим взглядами и оценками новой отрасли на страницах интернет-портала Фонда «Сколково» поделился научный руководитель проекта «Мед@рхив» и сотрудник IT-компании «Амедико» Борис Зингерман. Ниже приведен сокращенный вариант его статьи «Телемедицина «пациент – врач». В минувшем году медицинская среда была занята обсуждением трех тем:- Оптимизация здравоохранения (сокращение медицинских учреждений и ФАПов на малонаселенных территориях).
- Нападения на врачей.
- Телемедицина.
Поправки к закону об охране здоровья
Аналитики и эксперты утверждают, что в первом или втором квартале 2017 года будет рассмотрен и принят пакет документов о телемедицине. И хотя это будут лишь поправки к статье ФЗ № 323 «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», можно будет говорить об официальном признании новой отрасли. Заявленные поправки довольно значимы и содержательны:- введение системы медицинского электронного документооборота;
- возможность оформления электронных рецептов на приобретение лекарственных препаратов и сопутствующих медицинских товаров;
- получение официального статуса Единой государственной системы с интеграцией в систему здравоохранения (ЕГИСЗ);
- получение официального статуса для системы медицинских электронных регистров.
Резонансная статья
Неожиданно эти документы стали обсуждаемыми в обществе, получив широкий резонанс. Причиной тому стала статья А. В. Владзимирского «История телемедицины – первые 150 лет», давшая населению пищу для размышлений, а пакет документов – лишь практическое воплощение теоретических выкладок статьи. В статье А. В. Владзимирский делает акцент на том, что прошло немало времени с момента появления первых средств коммуникации. Они были дорогостоящие и малочисленные, для их настройки и использования требовались подчас высококвалифицированные специалисты и специальные условия. Видеоконференции, выделенные каналы спутниковой связи – вот инструменты, которыми пользовались на заре телемедицины, и ждали нестандартных решений, прорывов и грандиозных открытий. Завышенные ожидания не всегда оправдывались. Со временем репутация телемедицины оказалась несколько дискредитированной (полученный результат не оправдал материальных затрат). Средства коммуникации стали в разы дешевле, высокие технологии прочно вошли в нашу жизнь, но прежнее отношение к телемедицине сохранилось. В клиниках и больницах не всегда можно встретить новые приборы и устройства.Два документа, но одно мнение
На рассмотрение в Госдуму РФ внесено сразу два пакета документов о телемедицине. Один из вариантов подготовлен чиновниками Минздрава. Автором второго пакета стала целая группа заинтересованных компаний («Яндекс», ФРИИ, ИРИ), образовавших интернет-сообщество. Несмотря на некоторые разногласия, обе команды пришли к единому мнению по поводу места телемедицины в системе здравоохранения.Ещё по теме:
Высокие технологии, интегрированные в телемедицинские сети, должны помочь в улучшении качества медицинского обслуживания (оперативность, точность, своевременность).
Социально-психологические аспекты телемедицинских проблем
Законопроекты предполагают принципиальное разделение новой отрасли на два автономных направления:- формат «врач/медицинский работник – врач/медицинский работник»;
- формат «врач/медицинский работник – пациент».
«Камни преткновения» для телемедицины
Аналогичный взгляд на проблему можно увидеть и в аналитическом отчете компании Frost&Sullivan. Эта компания уже несколько лет занимается внедрением пробных телемедицинских проектов и мониторингом их деятельности в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Эксперты компании выделили ключевые причины, тормозящие создание надежной и устойчивой бизнес-модели в новой сфере услуг:- Нежелание медицинского персонала и врачей взаимодействовать между собой.
- Отсутствие каких-либо усилий со стороны законодательной власти.
- Отсутствие тарифного плана (прайс-листа, тарифной сетки) для оплаты дистанционных услуг.
Решение проблемы тарификации удаленных услуг поможет в поиске правильного подхода к решению вопроса с регулированием и нормированием в новой отрасли.
По крайней мере, можно будет получить практический опыт функционирования телемедицины, узнать о тех моментах, которые нуждаются во внешнем вмешательстве.
Проблемы сегмента «врач – пациент»
Сложилось общее понятие о содержании данного сегмента. Он включает в себя комплекс разноформатных мероприятий, позволяющий человеку вступать во взаимодействие с медицинскими структурами или с их представителями. Естественно, во время такого дистанционного взаимодействия обсуждаются вопросы профилактики или лечения, вопросы здоровья. Сегодня наиболее популярной альтернативой посещения поликлиники является «общение с Интернетом». В Интернете ищут ответы практически на все вопросы, связанные с собственным состоянием здоровья. Даже после посещения поликлиники многие пытаются получить дополнительную информацию по своему диагнозу, найти более дешевые лекарственные препараты или способы лечения заболевания в Сети. В странах высокоразвитого и просвещенного Евросоюза в 2015 году 45,9% жителей обращались с медицинскими запросами к Интернету. Однако официальная медицина не всегда заботится о достоверности и адекватности информации, размещаемой в Сети.Идеи для решения острой проблемы
Российский академик А. И. Воробьев заявил, что в наш век повальной информатизации появилась новая отрасль медицины – самолечение. Шарлатаны от медицины или псевдомедицинские работники, наживающиеся на человеческих горестях, заполнили пропасть, возникшую между нежелающими обращаться в поликлинику людьми и врачами. Это пространство и должна заполнить медицина формата «врач/медицинский работник – пациент». Весь процесс взаимодействия можно разделить на три этапа:- До посещения поликлиники и контакта со специалистом (сюда может входить самостоятельный поиск информации о нормальном и здоровом функционировании организма или проблемного органа, предварительные консультации с врачами общего направления, выбор специалиста и запись на прием).
- После посещения кабинета врача (получение пациентом электронных документов, содержащих информацию о диагнозе, данных обследования, сделанных назначениях; при необходимости – получение независимой консультации с «третьим» специалистом или самостоятельный поиск информации по поставленному диагнозу).
- Вместо визита к врачу (удаленная консультация с узким специалистом по интересующему вопросу).