Явления и события общественной жизни должны происходить в строго определенном порядке. Этот порядок закреплен в законодательных документах, которые рассматриваются и принимаются на высшем государственном уровне.
Сфера телемедицины касается жизни и здоровья людей, поэтому спрос здесь особый, а ответственность – повышенная. Любая дистанционная услуга подразумевает множество рисков, а то, что может повлиять на качество жизни человека, требует особого внимания.
В действующем законе «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» (№323-ФЗ, статья 32, пункт 3) не прописано положение, разрешающее предоставление удаленной медицинской помощи (консультаций, диагностики) на территории страны. Медицинские юристы могут рассказать о реальных судебных делах, когда потерпевшие предъявляли иски на основании отсутствующего, письменно данного согласия на получение помощи медиков (сбора анализов, проведения обследования).
Фактически телемедицина как явление общественной жизни находится вне закона, однако это положение может измениться. Весной 2017 года на одном из заседаний Государственной Думы может быть рассмотрен пакет документов о телемедицине. В течение полутора лет над этими документами работали чиновники Минздрава, предприниматели и представители бизнеса, ученые. При совместном обсуждении сложного вопроса удалось рассмотреть и внести предложения по таким категориям:
Парламентарии уже пытались приступить к рассмотрению закона о телемедицине (весенняя сессия 2016 года), однако консервативно настроенные противники нового явления взяли вверх. Да и история становления отечественной медицины – запрет и осуждение генетиков, высмеивание психиатрии – не содержит вдохновляющих примеров, когда новое и прогрессивное активно приветствовалось.
Между тем, в европейских странах и США новые технологии активно внедряются и успешно применяются в медицинской практике уже 6-8 лет. Здесь произошли серьезные законодательные изменения, которые ввели в правовое поле ранее полулегальные коммуникационные системы, и теперь есть возможность пользоваться ими как обыкновенным рабочим инструментом.
Постепенно внедряются в жизнь высокотехнологичные устройства и гаджеты (носимые устройства, смартфоны), которые способны собрать данные для первичной диагностики пациента.
Медицинские эксперты считают, что повсеместное использование таких устройств сможет реально улучшить медико-санитарную ситуацию.
Согласно статистике Американской телемедицинской ассоциации (2008-2016 гг.), после внедрения новых технологий число визитов в клиники сократилось на 70%.
Количество пациентов, оказавшихся на больничной койке, уменьшилось на 19%, а время, проведенное в стационаре каждым больным, стало меньше на 25%. Однако лишь 70% граждан США, имеющих страховой полис, могут воспользоваться телемедицинскими услугами, а реально пользуются ими лишь 15 млн человек.
Высокотехнологичные устройства позволили сделать медицину дистанционной:
Ванным остается вопрос оплаты телемедицинских услуг. В США в 2010 году был принят Акт о доступном здравоохранении («Obama Care»). Расходы на удаленную медицинскую помощь стали покрывать страховые полисы. Да и интернет-провайдеры быстро оценили экономическую выгоду от появления новой отрасли. По данным, приведенным в Medpage Today, стоимость онлайн-консультации у терапевта в 2,5 раза ниже, чем визит в клинику к этому же специалисту.
Телемедицинский рынок Америки представлен компаниями:
Российские эксперты называют несколько факторов, которые будут влиять на внедрение телемедицины в стране:
Будет ли принят многострадальный закон о телемедицине, пока не ясно. Эксперты высказали свое мнение и выслушали общественную позицию. Однако существуют категории людей, которым новые услуги жизненно необходимы (беременные женщины, мамы с маленькими детьми или родители детей-инвалидов). И многие из них в той или иной степени пользуются удаленными услугами медиков. Жизнь вносит свои коррективы в законы или в их отсутствие.