Информационная технология заменит телемедицинский рынок
Информационная технология заменит телемедицинский рынок
Парламентарии СФ одобрили дополнения и поправки к существующим законодательным актам об использовании высокотехнологичных продуктов и телекоммуникаций в сфере здравоохранения. Документ создает правовые основы для использования в повседневной практике телемедицинских продуктов, правовую базу для формирования и запуска в работу системы ЕГИСЗ (Единая государственная информационная система для здравоохранения).
Документами официально закреплена возможность проведения консультативной или лечебной работы с конкретными пациентами или с их полномочными представителями. После очной консультации в поликлинике и первичного осмотра (физического контакта с медицинскими работниками) врачами становится возможной организация мониторинговых мероприятий и вторичных процедур.
После утверждения закона на высшем уровне (подпись Президента РФ) такие возможности станут доступны гражданам страны уже с 1 января 2018 года. Оформление медицинской документации (справок, выписок из истории болезни, рецептов на приобретение лекарственных препаратов и профильных товаров) будет возможно с 1 января 2019 года.
Однако преподаватель кафедры основ правоведения и коммерческого права в МГУ им. Ломоносова Александр Долганин считает, что называть принятые документы «законом о телемедицине» было бы преувеличением.
Во-первых, в одобренном законопроекте основной упор сделан на использовании информационных технологий (система ЕГИСЗ, внедрение электронного документооборота и цифровых технологий в работу медицинских учреждений).
Во-вторых, сохранено приоритетное право за очными приемами в поликлиниках и больницах, что значительно ограничивает возможности дистанционного консультирования и врачей-телеконсультантов. В-третьих, даже при соблюдении всех норм, правил и требований к телемедицинскому приему и наличия результатов анализов и аппаратных обследований, дистанционная диагностика запрещена.
Юрист считает, что принятые документы официально признают инновационную отрасль «информационной технологией». А вот перспективным сегментом рынка, для которого нужны соответствующие правовые механизмы и инструменты регулирования, – нет.
Законодатели лишь включили небольшую поправку, касающуюся использования инновационных инструментов, в ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Законодательный фундамент, на котором должно строиться активное трехстороннее взаимодействие между пациентами, структурами здравоохранения, предлагающими услуги и предприятиями, обеспечивающими функционирование всей телемедицинской инфраструктуры (провайдеры, высокотехнологичные компании), не создан.
Для создания такой основы необходимо учесть несколько моментов. Прежде всего, нужно дать четкое и однозначное определение телемедицинской услуги (платной). Затем установить юридические права и статус каждого участника на рынке телемедицины, и прописать нюансы и специфические особенности отношений между ними. Образцом может служить Модельный закон о телемедицинских услугах, который в 2010 году был принят Межпарламентской Ассамблеей государств-участников СНГ.
А в США законодательства отдельных штатов предусматривают наличие «телемедицинской» лицензии. Само же понятие «телемедицина» трактуется исходя из положений об общей медицинской помощи. В России информационные материалы юридического характера могут поддержать интерес законодателей и населения к проблемам инновационной отрасли.