Экспертный взгляд
Телемедицина является перспективным направлением. Появление в этой отрасли здравоохранения высоких технологий, их интеграция и взаимодействие с классическими медицинскими услугами – важный стратегический шаг. Однако имеются и существенные проблемы, на которые стоит обратить внимание. Для обсуждения острых моментов, которые возникнут в случае принятия законопроекта, были приглашены эксперты: Евгения Ширенкова, возглавляющая департамент правовой поддержки инвестиционных проектов IPT Groop; и Антон Герасимов – врач-стоматолог, являющийся членом Европейской ассоциации черепно-челюстно-лицевой хирургии (EACMFS). К возможным трудностям, которые настораживают медиков и пациентов, можно отнести:- необходимость разработки нормативно-правовых документов и подзаконных актов для отдельных медицинских направлений;
- создание способов, средств и охранных систем, которые будут обеспечивать безопасность при передаче по телемедицинским сетям и хранении персональной информации;
- большой объем работ, которые нужны для отладки и автоматизации рабочих процессов в таких системах.
Объем помощи
Отсутствие в стране достаточной нормативно-правовой базы и четкой системы стандартизации в сфере медицины приводит к осложнениям. При лечении конкретных заболеваний, проведении манипуляций и процедур часто трудно однозначно определить адекватность и полноценность оказываемой медицинской помощи. Границы допустимого и необходимого медицинского вмешательства часто неясны даже при лечении в условиях реальной больницы. По данному вопросу желательно разработать четкую систему критериев, определяющих целесообразность и возможную эффективность дистанционных мероприятий.Процедурные вопросы
Подзаконные акты, которые предстоит разработать чиновникам Минздрава РФ, должны содержать четкую регламентацию всех процедур и процессов телемедицины. Сюда же относятся вопросы идентификации сторон телемедицинской консультации. Высокий уровень функционирования аппаратуры и оборудований, применяемых во время дистанционных консультаций, выделение защищенных каналов для передачи персональных данных – необходимые условия для «рабочего режима» закона. Иначе заявленный старт его работы 1 января 2018 года окажется только декларацией.Новый формат медицинских документов
Определенные сложности могут возникнуть и при создании систем электронного документооборота. Это новшество поможет избавиться от кипы бумаг, бюрократических проволочек и сбора документов. Однако потребуется создание системы электронных подписей для каждого врача.Аптеки и фармацевтические структуры, которые будут принимать и работать с электронными рецептами, должны установить и освоить специально созданные программы для идентификации электронных подписей медиков.Без такого ПО, специально разработанного для телемедицины, возможно лишь создание внутрибольничных систем электронного документооборота. А при необходимости выдачи пациентам справок, выписок из историй болезни, рецептов на приобретение лекарственных препаратов будет использоваться привычный бумажный формат документов.
Создание единого информационного поля
Одним из положений закона о телемедицине стало расширение информационного пространства в сфере здравоохранения. В случае объединения отдельных информационных полей, имеющихся в распоряжении каждого медицинского учреждения или структуры, будут существенно ускорены процессы обмена данными между различными учреждениями по горизонтали и по вертикали.
- Бесперебойная работа системы централизованного сбора информации потребует постоянного наличия соответствующей информации в локальных системах. Для этого нужно перевести в электронный формат и автоматизировать все системы сбора медицинской информации в конкретных медицинских учреждениях.
- Необходим длительный процесс интеграции внутрибольничных систем и запуск межбольничного электронного документооборота.
Цены на телемедицинские услуги
Ещё по теме:
Пример из практики стоматолога
Стоимость полноценной удаленной консультации у врача-стоматолога, например, составит 10 тысяч рублей. В содержание консультации может входить постановка диагноза пациенту и рекомендации по дальнейшему лечению, конкретный план лечебных мероприятий. Тогда как в реальных стоматологических клиниках консультативная помощь часто бесплатна или за нее взимают 1 тысячу рублей. Консультируя пациента на таких условиях, врач клиники часто уверен, что пациент останется для устранения проблемы или пройдет курс лечения в данной клинике. При телемедицинских сеансах, когда пациент может оказаться жителем другого города или региона, подобных гарантий нет. И подобные риски обязательно закладываются в стоимость удаленных консультаций.Европейские стандарты телемедицины
В международной практике стоимость телемедицинских консультаций складывается из нескольких составляющих. Частично затраты на удаленные медицинские услуги компенсируют национальные фонды или страховые компании. Часть оплаты вносят пациенты.
Дополнительные затраты
По условиям, действующим на рынке, в случае принятия закона для оказания удаленных услуг будет нужна медицинская лицензия. Такими документами сейчас располагают структуры отрасли здравоохранения, существующие в физическом мире. Именно они смогут предоставлять телемедицинские услуги. Но физически существующие медицинские учреждения платят арендную плату, выделяют деньги на закупку аппаратуры, оборудования, расходных материалов. Сократить их издержки, которые будут заложены и в стоимость телемедицинских услуг, вряд ли удастся.Телемедицина – дело частников
В США 70% граждан включены в систему общегосударственного страхования медицинской помощи. Именно страховка покрывает затраты на все услуги здравоохранения, включая телемедицину. Кроме того, существуют сайты, где есть списки обследования с помощью телемедицинских устройств. Такие услуги, как правило, в 2-3 раза дешевле, чем аналогичные процедуры в клиниках. Однако такой порядок работы инновационной отрасли в России нереален. И, скорее всего, удаленные услуги в РФ будут предоставлять частные клиники. Но и им понадобится 10-15 лет, чтобы освоить новый формат работы с пациентами.Персональная ответственность пациента
Врачи на удаленных консультациях во многом будут опираться на слова пациента, субъективные жалобы, заполненные анкеты или опросные листы.