Высокотехнологичные компании немного разочарованы принятым и утвержденным Госдумой РФ законом, касающимся инновационной отрасли здравоохранения – телемедицины. В окончательную редакцию документа не вошли важные дополнения и положения.
Однако даже несколько урезанный законопроект дает официальное право на организацию бизнес-структур в новой отрасли. Есть возможность заняться поставками оборудования для функционирования формата «врач – врач» или организовать центр, занимающийся выдачей и последующим сопровождением персональных электронных носителей.
Федеральный Закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам применения информационно-телекоммуникационных технологий и введения электронных форм документов в сфере здравоохранения» был подписан президентом РФ 30 июля 2017 года. В профессиональной среде прижилось название – закон о телемедицине, но оно полностью не отражает суть и содержание нового явления. Появление такого документа ждали и представители отрасли здравоохранения, чиновники и практикующие медики, и специалисты IT-индустрии, и люди бизнеса.
Неоправданные ожидания всех заинтересованных сторон касаются нескольких вопросов. В начальных редакциях закона предусматривалось положение о разрешении удаленного консультирования, которое могло бы осуществляться в формате «врач – пациент». Также ожидали, что в окончательную редакцию законопроекта войдет положение о разрешении диагностирования и составления лечебного плана на виртуальных сеансах. Такие услуги помогли бы сформировать большой телемедицинский рынок платных и покрываемых с помощью ОМС услуг.
Пройдя несколько правок и чтений, законопроект утратил такие положения. Конечно, теперь нельзя сказать, что благодаря телемедицине квалифицированная помощь специалистов стала доступнее широким массам населения. Ведь сохранилась лишь возможность корректировки лечебного плана, сформированного на приеме в клинике. Но пользователи телемедицинской сети надежно защищены от возможных врачебных ошибок, допущенных при удаленном диагностировании.
У практикующих медиков даже успела возникнуть новая фраза, отражающая суть современной российской телемедицины – телеконсультанты займутся «снятием тревожности». На виртуальных сеансах врачи будут проводить беседы с целью успокоить пациента и заодно рекомендовать посетить врача в местной поликлинике. А те люди, которые не прислушаются к рекомендациям или ограничены в своих физических возможностях, по-прежнему, будут искать помощи у доктора Интернета.
Открытым остается вопрос о качестве информации на медицинских сайтах и ответственности за предпринятые попытки самолечения. А для людей бизнеса есть возможность обеспечения телекоммуникации для проведения коллективных мероприятий (видеоконференций, консилиумов), поставок аппаратуры и оборудования для организации мониторинговых мероприятий.
В дальнейшем ожидается появление подзаконных актов и нормативных документов, которые будут регулировать телемедицину. ЕГИСЗ уже утратила свой статус внутреннего проекта Минздрава и стала большим государственным проектом. Есть конкретные направления, в которых предусмотрено получение прибыли:
По формату «врач /медицинский работник – пациент»:
По формату «врач – врач»:
Согласно прогнозным оценкам компаний BBC Research и IHS, к 2019 году на международном рынке телемедицины окажется около $44 млрд, при сохраняющемся ежегодном приросте в 17,7%. РФ находится на начальном этапе внедрения инновационных медицинских услуг. Однако эта отрасль может стать перспективной и в России.
Консультационной работой в формате «врач – пациент» могут заняться структуры здравоохранения или врачи. Кроме рекомендаций посетить поликлинику и направления на прием к узкому специалисту, пациент может получить «второе мнение» у независимого врача. А при имеющемся на руках у пациента диагнозе телеконсультант может высказать свое мнение о проведенном исследовании и назначенном лечении, указать на спорные моменты или несоответствия.
Телемедицинские провайдеры могут разработать и запустить веб-сайты, предоставляющие врачам возможность выписывать рецепты на приобретение лекарственных препаратов в электронной форме. А в будущем, возможно, будут разработаны интеграционные системы, обеспечивающие связь с фармацевтическими организациями. Тогда появится возможность сбора информации о наиболее востребованных в данном регионе лекарствах.
Инновационную отрасль смогут поддержать IT-компании, разрабатывающие экспертно-диагностические системы, а также визуальное оборудование к ним, для функционирования телемедицины. Это могут быть системы, задачей которых станет интеграция в единое целое нескольких информационных систем.
Необходимо будет создать региональные центры, где врач сможет получить токен – персональный электронный ключ с подписью. Даже на начальном этапе внедрения телемедицины, который наступил после появления закона, у бизнес-структур есть много возможностей разрабатывать и предлагать инновационные продукты, организовывать онлайн-сервисы и получать прибыль.