Введение телемедицинских услуг в правовое поле России означает легализацию удаленного консультирования в формате «врач/медицинский работник – пациент».
Можно будет диагностировать пациента, намечать основные этапы лечебного процесса, выписывать электронные рецепты на приобретение лекарственных препаратов и устройств медицинского назначения. Телемедицина формата «врач – врач» существует в стране и сегодня.
В статье изложена точка зрения на все достоинства и недостатки существующих телемедицинских услуг и технологий от эксперта ВОЗ Владимира Менделевича. Он является не только теоретиком, но и практикующим специалистом, который в своей работе использует инновационные технологии.
Многие медики уже давно проводят консультации по скайпу и советуются с коллегами в сложных случаях. Врачи имеют возможность просматривать и обсуждать оцифрованные графические и видеоматериалы (ЭКГ, рентгеновские снимки).
За время медицинской практики удалось установить, что пациенты стремятся получить консультацию опытного и хорошо известного в медицинских кругах врача не только из-за его большого практического опыта, репутации и высокой квалификации. Важным фактором является умение медика создать доброжелательную атмосферу на приеме, сформировать настрой на выздоровление.
В странах, где услуги телемедицины оказываются на законных основаниях, пациенты все же выбирают возможность очных визитов в клинику. И российские пенсионеры предпочитают обращаться в поликлиники в случае недомогания.
Сейчас есть прекрасные возможности общаться с пациентами, которые доверяют избранному врачу, и набираться опыта, создавать положительный имидж для себя.
Можно начать общаться с пациентами, используя:
Недавно Владимир Менделевич провел видеоконсультацию и психиатрическую экспертизу, материалы которой были использованы в процессе уголовного разбирательства.
Эксперт считает, что в некоторых случаях (физические препятствия к очному контакту) использование интернет-коммуникаций для общения с пациентом очень полезно. Можно провести предварительную диагностику, постоянно мониторить состояние здоровья пациента, корректировать лечебный процесс.
При диагностировании и лечении психических патологий, которыми занимается психиатрия или наркология, непосредственный контакт с больным и обследование организма чаще всего не обязательны. Ощупывание тела, прослушивание легких (проведение процедур перкуссии и аускультации) не даст никакой информации специалисту.
Очень важным фактором в лечении психических отклонений эксперт считает эмоциональное реагирование на слова и поведение пациента, сочувствие и сострадание. А при интернет-общении, даже при помощи скайпа, такое воздействие, которое часто оказывается оздоравливающим для больной психики, будет выглядеть просто насмешкой и издевательством.
Это один из минусов удаленных сеансов. К тому же, редко удается учесть индивидуальные особенности и потребности пациента. Например, для кого-то значимым и очень важным может оказаться рукопожатие.
Эксперт считает, что хорошие перспективы сфера телемедицинских технологий открывает для тех областей, которые используют визуализационные и инструментальные методы для обследования пациентов. Например, обсудить результаты МРТ, ЭКГ или ЭЭГ исследований можно и на удаленном сеансе.
Дистанционно можно рассмотреть полученные снимки рентгеновского обследования или результаты лабораторных анализов.
Проведение консультаций и диагностических процедур с использованием таких материалов оправдано и целесообразно.
В век повальной информатизации почти все пациенты пользуются медицинскими веб-сайтами для получения дополнительной информации, уточнения или перепроверки лечебных назначений, сделанных врачом. На специальных форумах больной человек ищет рассказы людей о результатах лечения данного заболевания.
При подготовке и проведении сложных хирургических операций начинающим или малоопытным хирургам может понадобиться помощь. Получить консультацию специалиста из областной или столичной клиники можно с помощью интернет-коммуникаций.
Но законодательно не решен вопрос об ответственности при возникновении осложнений или неприятностей во время или после окончания (во время послеоперационного периода) операции.
Новая отрасль здравоохранения – телемедицина – молода. Ее развитие и распространение, конечно же, связано с привлечением детей к участию в сеансах, проводимых в виртуальном пространстве.
Но привить ребенку навыки интернет-общения с доктором непросто. Чтобы сосредоточить внимание ребенка на экране и общении, могут понадобиться дополнительные предметы (краски, карандаши, яблоки, шоколад). Да и обследование больных детей все же лучше проводить в реальной поликлинике, при непосредственном контакте.
Главная задача организации телемедицинских сетей и всей системы дистанционных услуг – приближение качественного и грамотного медицинского обслуживания к пациентам из всех слоев общества. В России одним из факторов, говорящих в пользу новой отрасли, является еще и большая протяженность страны, наличие населенных пунктов, расположенных в отдаленных местах.
Полноценное функционирование новой отрасли может принести и экономический эффект, связанный со снижением затрат и организацией системы электронного документооборота. Эти аргументы могут помочь принятию ожидаемого закона о телемедицине.