Содержание телемедицинской консультации должно быть равноценным очному визиту к врачу в поликлинике/больнице. Подтверждением этого станет персональная электронная карта, содержащая записи обо всех визитах, обследованиях и пройденных курсах лечения.
Поэтому медики и эксперты инновационной отрасли здравоохранения считают логичным оплату дистанционных услуг с помощью полиса ОМС (обязательное медицинское страхование). Этот вопрос обсуждали участники XVII Всероссийского форума «Обращение медицинских изделий в России: поставщик и ЛПУ», проходившего в середине сентября 2017 года.
В выступлении Григория Лебедева, представлявшего на мероприятии кафедру информатизации Сеченовского университета, прозвучало мнение, что практическое применение высокотехнологичных инструментов, указанных в документе от 29 июля 2017 г. № 242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам применения информационных технологий в сфере охраны здоровья» обязательно должно быть конкретизировано в нескольких подзаконных актах. И выполнение этой работы необходимо возложить на чиновников Минздрава РФ.
Он считает, что подзаконные акты должны рассматривать следующие вопросы:
Отсутствие полной законодательной базы и финансовых механизмов, которые могли бы регулировать работу телемедицины, приводит к тому, что развитие инновационной отрасли стало делом лишь немногих заинтересованных лиц. Хотя спектр удаленных услуг и образовательных программ (видеолекции ведущих клиницистов и практикующих специалистов, трансляция операций и других лечебных процедур в режиме реального времени) был бы очень полезен всем регионам страны.
Пакет документов (статья 36.2), дополнивших Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-Ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», официально утвержден в конце июля 2017 года. Он предполагает проведение консультаций в форматах «врач – пациент» (дистанционное консультирование, удаленный мониторинг) и «врач – врач» (профессиональное общение, консилиумы, конференции).
Потребность в высокотехнологичных способах взаимодействия увеличивается. Новые реалии жизни (кадровые проблемы российского здравоохранения, низкое финансирование некоторых направлений практической медицины) заставляют осваивать новые формы поучения медицинской помощи.
А телемедицина – это новое качество здравоохранения, своевременная и квалифицированная помощь населению. Такое мнение высказал на форуме Игорь Шадеркин, возглавляющий отдел развития региональной урологии в НИИ урологии и интервенционной радиологии им. Н. А. Лопаткина.
Можно выделить несколько категорий пациентов, которые уже сейчас испытывают заинтересованность и необходимость в применении инновационных технологий. Это люди, желающие получить «второе мнение» о своем состоянии, проведенной диагностике или назначенному курсу лечения.
В применении инновационных технологий и коммуникаций нуждаются люди с хроническими заболеваниями и послеоперационные больные, за изменением состояния здоровья которых необходимо вести постоянное наблюдение. Телемедицинские инструменты помогут получать привычное лечение жителям отдаленных регионов и территорий, нуждающимся в продолжении лечения у столичных специалистов.