Весной 2017 года пакет документов о телемедицине был рассмотрен правительством РФ. Государственными чиновниками была одобрена инициатива Минздрава, который подготовил соответствующие поправки и дополнения к существующему закону об охране здоровья граждан страны.
Телемедицинский рынок – одно из самых перспективных направлений для деятельности и инвестирования крупных средств. Данные статистического отчета компании P&S Market Research свидетельствуют о том, что активы этого рыночного сектора по состоянию на 2015 год оценивались в $17,9 млрд. А темпы ежегодного роста в инновационной отрасли здравоохранения сохранятся на уровне 18,7% ежегодно до 2022 года.
Обсудить перспективы развития телемедицины в РФ, проблемы и возможности, которые появятся после принятия официальных документов, сотрудники информационного портала РБК Новосибирск пригласили Елену Бобяк, возглавляющую агентство «МедАссистанс». Она является исполнительным директором ассоциации руководителей медицинских организаций Сибири и хорошо осведомлена о повседневных нуждах практикующих врачей.
Ожидается, что после принятия закона о телемедицинских технологиях и легитимизации систем дистанционного консультирования у врачей и сотрудников сферы здравоохранения появится несколько дополнительных возможностей:
Елена Бобяк отметила, что в компетенцию телемедицины входит удаленное взаимодействие пациента с медицинскими работника (врачами, медсестрами). Однако не стоит забывать, что подобное общение в онлайн-режиме – это всего лишь элемент медицинских или иных процессов, которые происходят в сфере охраны здоровья.
Стандарты и нормативы, действующие на сегодняшний день в здравоохранении, остаются непреложным правилом работы, как и конкретные клинические рекомендации, созданные для отдельных нозологий и медицинских направлений.
Сфера телемедицинского общения может быть поделена на несколько направлений:
Расширенный список допустимых форм коммуникации, которые становятся возможными при использовании инновационных средств и устройств, может включать 15 отдельных направлений. И, конечно же, телемедицинская консультация – это гораздо больше, чем разговор с врачом по телефону, в чате или с помощью Skype.
Инновационные средства связи позволяют проводить экстренные онлайн-консилиумы и принимать важные решения. Для определения плана действий в сложных случаях ни врачам, ни пациентам не надо ехать на консультацию в центральную клинику.
Родители с маленькими детьми часто беспокоятся о состоянии здоровья ребенка. Разговор с профессиональным и компетентным человеком поможет снизить их уровень тревожности.
Коммуникационные возможности телемедицины могут быть использованы сотрудниками станций скорой помощи.
Парамедики или диспетчеры помогут пациенту не сделать глупостей в ожидании машины. Новые средства связи будут полезны людям, которые недавно оказались прикованными к постели или инвалидному креслу. У таких пациентов и их родственников возникает масса вопросов бытового и медицинского характера.
Отвечая на вопрос о востребованности и необходимости телемедицины для России, Е. Бобяк отметила, что популярность удаленных медицинских служб будет расти.
Можно прогнозировать, что 15% (7,6 млн человек) жителей страны из числа 50 млн, которые нуждаются в постоянной медицинской поддержке или иногда обращаются к медикам, для этих целей будут использовать возможности телемедицины.
Чиновники Минздрава РФ сделали свой прогноз. По их мнению, к 2018 году телемедицинские технологии распространятся на 25% медицинских учреждений государственного сектора здравоохранения.
Однако такие оптимистические прогнозы не отменяют необходимости принятия соответствующего закона. Хотя некоторые вопросы взаимоотношений в телемедицинской сфере, например, деятельность и полномочия врачей частных клиник во время удаленных сеансов, могут быть урегулированы и регламентированы уже сейчас.
В настоящее время не отрегулирован вопрос тарификации и оплаты удаленного консультирования. Решить эту проблему можно только на государственном уровне. Для этого и нужно принятие закона.
Неопытный и низкоквалифицированный врач может неверно поставить диагноз и на приеме в обычной поликлинике. Так что риск врачебной ошибки сохраняется в любом случае. И вероятность ошибки зависит не от использования телекоммуникаций, а от знаний и опыта врача. В этом случае дело не в использовании нового формата общения с пациентом, а в качестве обучения студентов-медиков.
Некоторую помощь телемедицина сможет оказать врачам и пациентам в отдаленных регионах. Это будет консультативная и рекомендательная поддержка врачей из центральных клиник.
Такие мероприятия помогут провести простейшие процедуры и манипуляции до госпитализации пациента. А в сложных случаях она необходима, ведь диагностическое оборудование или дорогостоящую аппаратуру для проведения сложной хирургической операции никто не повезет в глухой поселок или в отдаленный населенный пункт. В таких местах, по-прежнему, очень остро будет стоять вопрос отсутствия квалифицированного медицинского персонала.