НТМА ПОДГОТОВИЛА ПРОЕКТ ПОРЯДКА ОКАЗАНИЯ ТЕЛЕМЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ

Проект НТМА дополнил закон о телемедицине

Руководство и сотрудники Национальной телемедицинской ассоциации (НТМА) подготовили и направили в адрес Министерства здравоохранения РФ документ, определяющий порядок предоставления населению дистанционных услуг. По сути, этот проект стал одним из подзаконных актов к закону об инновационной отрасли здравоохранения – телемедицине, который получает юридическую силу с 1 января 2018 года.

Содержанием документа стали правовые аспекты работы компаний-провайдеров, которые будут предоставлять населению удаленные услуги. В документ внесены положения, которые смогут гарантировать соблюдение конфиденциальности информации, озвученной на виртуальном приеме, и прав пациента. Здесь же рассмотрены положения и инструменты, которые будут обеспечивать соблюдение прав самих врачей-телеконсультантов.

Оценивая значимость нового проекта, Михаил Варюшин, старший юрист компании «Аронов и Партнеры» и один из разработчиков, отметил, что положения документа позволят разграничить сферы ответственности сторон, участвующих в процессе проведения дистанционного сеанса. Дополнительно нормативно-правовые положения подзаконного акта смогут более эффективно регулировать используемые в сфере здравоохранения технологии.

Учитывая подчиненный характер инновационной отрасли общемедицинским процессам, а именно – техническое обеспечение виртуальных консультаций и дистанционного взаимодействия врачей и пациентов, создатели проекта предусмотрели сразу два способа предоставления удаленных услуг. Доступ к дистанционным услугам можно получить по общей программе госгарантий или в виде самостоятельной платной услуги.

Основным законом о телемедицине предусмотрена возможность официальных дистанционных контактов в форматах «врач – врач» и «врач/медицинский работник – пациент/доверенное лицо (опекун, родители)». Сотрудники ассоциации определили несколько направлений оказания такой помощи:

  1. Первичная помощь на этапе обращения человека к медикам или в медицинскую организацию (заполнение опросных листов, измерение общих показателей функционирования организма). Сюда же входит плановая профилактическая работа при проведении диспансеризации, регулярных осмотров.
  2. Экстренная помощь в случае патологических состояний или кризов, которые могут быть непосредственной угрозой для жизни пациента (услуги при госпитализации или в машинах скорой помощи). Сюда же относится неотложная помощь, потребность в которой возникает при обострении хронического заболевания, которое не представляет непосредственной угрозы для жизни пациента.
  3. Паллиативная медицинская помощь.

Таким образом, практически на протяжении всего лечебного процесса могут быть задействованы телемедицинские продукты, технологии и телекоммуникации. Последующими законами предстоит обозначить конкретные формы взаимодействия при оказании медицинской помощи.

Качество процесса – забота общая

Созданный законопроект опирается на положение основного закона о необходимости очного приема в поликлинике/больнице. Лишь после этого пациент может получить возможность подключиться к телемедицинской сети и получить дистанционную консультацию или другую услугу. В проекте подчеркивается, что основанием для удаленных контактов могут стать персональные данные в ЕГИСЗ (Единая государственная информационная система для здравоохранения) или в МИС (Медицинская информационная система), а также зафиксированные в медицинском учреждении мониторинговые данные текущего состояния человека.Телемедицина

Только при наличии результатов лабораторных анализов, аппаратных обследований и прочих измерений, произведенных с помощью официально разрешенных к применению в практической медицине устройств, может проводиться мониторинговая работа, корректировка ранее назначенного курса терапии. Предусмотрена возможность дистанционного проведения некоторых лечебных мероприятий, необходимых для оказания экстренной помощи. Естественно, что в этом случае рядом с пациентом должен находиться медицинский работник, фельдшер.

В новом документе четко определены обязанности и права участников и сторон телемедицинского процесса. Медицинские организации/клиники обязаны следить за качеством предоставляемых услуг. А операторы (онлайн-сервисы, цифровые платформы) обязуются следить за качеством связи во время удаленных сеансов и техническим состоянием телекоммуникаций. Прочие права удаленных операторов (например, взимание платы за виртуальный сеанс) должны быть прописаны в договоре, заключаемом с конкретной медицинской структурой.

Внесенный проект документа ожидает резолюции Министерства здравоохранения. В общей сложности понадобится не менее 10 подзаконных актов, которые будут конкретизировать принятый в июле 2017 года закон о телемедицине.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Задать вопрос

Оставьте свое сообщение и контакты для связи.
Мы с вами обязательно свяжемся.