Руководство и сотрудники Национальной телемедицинской ассоциации (НТМА) подготовили и направили в адрес Министерства здравоохранения РФ документ, определяющий порядок предоставления населению дистанционных услуг. По сути, этот проект стал одним из подзаконных актов к закону об инновационной отрасли здравоохранения – телемедицине, который получает юридическую силу с 1 января 2018 года.
Содержанием документа стали правовые аспекты работы компаний-провайдеров, которые будут предоставлять населению удаленные услуги. В документ внесены положения, которые смогут гарантировать соблюдение конфиденциальности информации, озвученной на виртуальном приеме, и прав пациента. Здесь же рассмотрены положения и инструменты, которые будут обеспечивать соблюдение прав самих врачей-телеконсультантов.
Оценивая значимость нового проекта, Михаил Варюшин, старший юрист компании «Аронов и Партнеры» и один из разработчиков, отметил, что положения документа позволят разграничить сферы ответственности сторон, участвующих в процессе проведения дистанционного сеанса. Дополнительно нормативно-правовые положения подзаконного акта смогут более эффективно регулировать используемые в сфере здравоохранения технологии.
Учитывая подчиненный характер инновационной отрасли общемедицинским процессам, а именно – техническое обеспечение виртуальных консультаций и дистанционного взаимодействия врачей и пациентов, создатели проекта предусмотрели сразу два способа предоставления удаленных услуг. Доступ к дистанционным услугам можно получить по общей программе госгарантий или в виде самостоятельной платной услуги.
Основным законом о телемедицине предусмотрена возможность официальных дистанционных контактов в форматах «врач – врач» и «врач/медицинский работник – пациент/доверенное лицо (опекун, родители)». Сотрудники ассоциации определили несколько направлений оказания такой помощи:
Таким образом, практически на протяжении всего лечебного процесса могут быть задействованы телемедицинские продукты, технологии и телекоммуникации. Последующими законами предстоит обозначить конкретные формы взаимодействия при оказании медицинской помощи.
Созданный законопроект опирается на положение основного закона о необходимости очного приема в поликлинике/больнице. Лишь после этого пациент может получить возможность подключиться к телемедицинской сети и получить дистанционную консультацию или другую услугу. В проекте подчеркивается, что основанием для удаленных контактов могут стать персональные данные в ЕГИСЗ (Единая государственная информационная система для здравоохранения) или в МИС (Медицинская информационная система), а также зафиксированные в медицинском учреждении мониторинговые данные текущего состояния человека.
Только при наличии результатов лабораторных анализов, аппаратных обследований и прочих измерений, произведенных с помощью официально разрешенных к применению в практической медицине устройств, может проводиться мониторинговая работа, корректировка ранее назначенного курса терапии. Предусмотрена возможность дистанционного проведения некоторых лечебных мероприятий, необходимых для оказания экстренной помощи. Естественно, что в этом случае рядом с пациентом должен находиться медицинский работник, фельдшер.
В новом документе четко определены обязанности и права участников и сторон телемедицинского процесса. Медицинские организации/клиники обязаны следить за качеством предоставляемых услуг. А операторы (онлайн-сервисы, цифровые платформы) обязуются следить за качеством связи во время удаленных сеансов и техническим состоянием телекоммуникаций. Прочие права удаленных операторов (например, взимание платы за виртуальный сеанс) должны быть прописаны в договоре, заключаемом с конкретной медицинской структурой.
Внесенный проект документа ожидает резолюции Министерства здравоохранения. В общей сложности понадобится не менее 10 подзаконных актов, которые будут конкретизировать принятый в июле 2017 года закон о телемедицине.