Система здравоохранения государств Азиатско-Тихоокеанского региона, как и медицина во всем мире, переживает серьезные трансформационные процессы. Внедрение в отрасль инновационных идей и информационных технологий позволит создать телемедицинскую инфраструктуру и дополнить практическую медицину большим набором удаленных услуг.
Ведущие сотовые компании, предоставляющие телекоммуникационные услуги населению региона, ведут переговоры и устанавливают контакты с правительственными и государственными учреждениями. Приоритетной позицией проекта «умное государство» становится наличие телемедицины и соответствующей инфраструктуры. Такие прогрессивные проекты и опыт быстро распространяются по всем медицинским учреждениям региона. Это подтверждает и очередной отчет, предоставленный аналитическим отделом компании Frost & Sullivan.
В документе Asia-Pacific Telehealth Outlook 2016-2020, собравшем статистические данные по состоянию телездравоохранения за несколько предыдущих лет, дан прогноз устойчивого развития сферы до 2020 года. По расчетам аналитиков, к этому времени в активах телемедицины региона будет $1,79 млрд (по сравнению с $1,02 млрд в 2015 году).
Причина, вызвавшая большой интерес и бурное развитие телемедицинских технологий, — повышение качества жизни и существенное увеличение продолжительности жизни. Понимая тенденцию старения населения, сотовые компании Азиатско-Тихоокеанского региона разрабатывают и расширяют сети 3G/4G. А в бизнес-планах многих компаний заложены ресурсы для инвестирования в предприятия и проекты, предоставляющие удаленные медицинские услуги.
Наряду с положительными моментами и результативными действиями отдельных компаний в отчете Asia-Pacific Telehealth Outlook 2016-2020 указаны проблемы, тормозящие развитие новой отрасли медицины.
Отсутствующая или недостаточно разработанная нормативно-правовая документация, необходимая для непрерывного и качественного предоставления удаленных услуг, вносит неразбериху в работу. Ограниченный набор платежных систем, с помощью которых можно произвести оплату и рассчитаться за услуги, не способствует популяризации телемедицины.
Хотя возможности отрасли и необходимость подобных услуг в регионе очевидна, попытки создания работающей и результативной бизнес-модели пока так и остаются всего лишь попытками. И выйти на уровень успешной или хотя бы стабильной финансовой деятельности телемедицинские компании не смогли. Такой печальный итог подвела сотрудница компании Frost & Sullivan Наташа Гулэйти. Однако предпринимаются новые шаги для разрешения возникших трудностей.
Объединение клиник, медицинских учреждений с коллективами телекоммуникационных компаний позволило приступить к разработке биосенсоров, диагностического оборудования, которое может находиться дома.
Начинают работу узкоспециализированные сервисы, предоставляющие консультации врачей-специалистов по конкретным заболеваниям. Хотя, в арсенале виртуальных клиник по-прежнему остаются мобильные приложения mHealth для непрерывного наблюдения за пациентами.
Разработка и интеграция в среду платежных систем новых платформ позволяет осуществлять расчеты за услуги с помощью страховых полисов. Такая система оплаты оставляет в выигрыше обе стороны сделки, что стимулирует участие страховых компаний в развитии сферы телемедицинских услуг. Аналогичные трудности испытывает отрасль и в России.