Международная практика доказывает, что применять высокие технологии и телекоммуникации, предлагаемые телемедициной, можно в любой области здравоохранения. Насколько целесообразно и эффективно применение в хирургии телемедицинских инструментов в условиях российских реалий?
В этом сложном вопросе пытался разобраться Михаил Зеленский, ведущий телеканала EverCare. У него в гостях был Сергей Валерьевич Мосин, заведующий отделением эндокринной и метаболитической хирургии в Московском клиническом центре. Он является доцентом общей хирургии Российского национального исследовательского центра имени Пирогова. Эфир программы состоялся 4 сентября 2017 года.
Еще в 2011 году приглашенный хирург зарегистрировался на нескольких российских онлайн-сервисах и с тех пор провел более 3000 дистанционных консультаций. Опыт удаленного консультирования был проанализирован в отчете, который опубликован в медицинском журнале «Хирургия».
В результате обработки накопленной информации были выявлены основные причины, заставлявшие пациентов прибегать к телемедицинской консультации:
В представленном отчете удалось сформулировать основной критерий, определяющий эффективность удаленного консультирования врача-хирурга. Чаще всего виртуальные пациенты упоминали практическую значимость консультации.
По результатам разговора с врачом, даже если не было дано конкретных и однозначных рекомендаций, человек мог сделать вывод о необходимости визита к хирургу. Иногда во время очных приемов были выявлены даже более серьезные проблемы со здоровьем, о которых пациент и не подозревал.
Средний показатель удовлетворенности таким общением – 63-65%, в некоторых случаях он достигал 81%. Такие высокие цифры, говорящие о востребованности телемедицинских консультаций среди населения, стали главным мотиватором для врачей-телеконсультантов.
Сергей Мосин отметил, что в среднем на вопросы, полученные на электронную почту, он отвечает в течение 5 дней. Но, несмотря на такой неспешный ритм работы хирурга, 80-85% пациентов полностью удовлетворены общением. Это свидетельствует о том, что к такому виду консультирования у врача люди прибегают в несрочных ситуациях, вряд ли требующих экстренного вмешательства.
Ведущий программы поинтересовался, какие стимулы могут заставить российского хирурга проводить телемедицинское консультирование. Гость программы ответил, что в данное время это вряд ли могут быть материальные стимулы (в отличие от телеконсультантов США, где за проведенную удаленную консультацию врач может получить приличную сумму). Чаще всего врачи начинают заниматься удаленной практикой по следующим причинам:
Однако все эти мотиваторы в основном эффективно и продуктивно работают в частном секторе здравоохранения, где система оплаты врачей отличается от оплаты услуг медицинских работников государственного сектора. Медики государственных медицинских учреждений потенциально могут рассчитывать на увеличение стимулирующей части зарплаты, если они ведут телемедицинскую деятельность.
Сергей Валерьевич отметил, что в России довольно развитая и нормально функционирующая система здравоохранения. Человек без физических ограничений, проживающий в центральных регионах страны, всегда может попасть на очный прием к специалисту. А телемедицина с ее дистанционными технологиями нужна лишь в случае ограниченных местных ресурсов, определенной категории пациентов. Она может очень пригодиться в регионах Крайнего Севера, в вахтовых или малонаселенных поселках.
Кроме этого, технологии, позволяющие врачу или медицинскому работнику удаленно общаться с пациентом, будут эффективны при патронаже (наблюдении за состоянием здоровья человека, например, новорожденного ребенка, инвалида, престарелого человека). Это позволит интенсифицировать работу патронажных сестер, рациональнее расходовать рабочее время.
Ниже читатели статьи могут посмотреть видеозапись интервью с Сергеем Мосиным.