Очевидные преимущества телемедицинскх технологий
Декан одного из столичных ВУЗов (МФТИ), возглавляющий факультет биологической и медицинской физики, Александр Мерелзанов, считает, что телемедицинские технологии помогут в решении вопроса. С одной стороны, информационные технологии облегчат доступ пациентов к врачам и медицинским услугам. Врачи тоже выиграют — новые технологии позволят полностью сосредоточить внимание на лечении больного. С другой стороны, существенной окажется экономия бюджетных денег. Ведь сейчас львиная доля средств расходуется на аренду и обслуживание зданий поликлиник, на организационные и транспортные нужды.Международный опыт
Тем не менее, явные преимущества новых технологий не гарантируют их беспрепятственное внедрение в практику. В некоторых странах существуют лишь отдельные телемедицинские проекты, охватывающие конкретные территории или медицинские направления. Так, в густонаселенной Индии 40 центральных клиник поддерживают спутниковую связь с небольшими местными больницами и фельдшерскими пунктами в 205 сельских регионах страны. Это позволяет получить квалифицированную медицинскую помощь тысячам сельских жителей. В США зарегистрировано 35 организаций, занимающихся предоставлением удаленных услуг больным людям. Кроме того, в стране разработана нормативно-правовая база, регулирующая отношения в сфере телемедицины.Российская правовая база для телемедицины
На конференции стран БРИКС, проходившей в июле 2016 года в Ханты-Мансийске, было подписано «Соглашение о создании международного телемедицинского сообщества стран БРИКС». Этот важный документ заложил фундамент для внедрения и распространения телемедицинских технологий на территориях стран-участниц. На рассмотрении в Госдуме РФ находятся два законопроекта, касающиеся новой отрасли здравоохранения.Ещё по теме:
Основная функция телемедицины – предоставление грамотной консультации любому человеку по вопросам профилактики или лечения конкретного заболевания.Уже разработано три формата (модели), в рамках которых будут осуществляться отношения в системе телемедицины. Это:
- Врач (средний медицинский персонал) – пациент.
- Врач – врач (или медицинский работник).
- Местная клиника (поликлиника, медицинский пункт) — центральные органы здравоохранения.
Медицинский прием у монитора
На самом деле все медицинские работники и лица, имеющие хоть какое-то отношение к медицине, давно освоили эту территорию. Ведь все они тем или иным образом (по телефону, скайпу, в электронных письмах) дают рекомендации родственникам и знакомым. Официальное применение телемедицинских технологий только расширит консультируемую врачами аудиторию. Кроме того, консультация и диагностика будут осуществляться не только на основании субъективных ощущений и жалоб пациента. В настоящее время доступны портативные диагностические приборы (ЭЭГ, тонометры, пульсоксиметры, трекеры сна, глюкометры, датчики состояния организма), которые могут находиться в пользовании у пациента.Врач на телеприеме сможет дополнить картину состояния пациента показателями, которые были установлены с помощью гаджетов. «Умные приборы» помогут контролировать здоровье пожилых людей, избавят от необходимости регулярно обследоваться в поликлинике людей с ограниченной подвижностью. Для малоимущих слоев населения могут быть выделены социальные камеры и гаджеты.
Уровень профессионалов
Постоянная ответственность за здоровье населения – задача, требующая значительных средств. Обучение и содержание высококвалифицированных врачей – большая расходная статья в бюджете любой страны. Одна из основных задач телемедицины – сокращение потребности в большом количестве высокопрофессиональных медиков. Кроме телеприемов их физическое присутствие понадобится в экстренных случаях и при проведении реанимационных мероприятий. В формате «врач – врач» будет происходить не только обмен мнениями между врачами, но и обучение. Процессом обучения новым навыкам и приемам работы должны быть охвачены не только работники низших звеньев (медсестры, фельдшера), но и технические работники. Увеличение количества обслуживающего персонала, который следит за состоянием аппаратуры, гаджетов, систем и программ, намного облегчит труд медиков. Подобные мероприятия позволят врачу сосредоточится на больном человеке, контролировать курс лечения, а все организационные вопросы, включая сбор данных о пациенте, будут решать обученные медсестры. По сути, деятельность врача будет сводиться к грамотному управлению младшими сотрудниками и техническим персоналом, с которых, однако, будет снята ответственность за состояние здоровья пациента. На этом уровне взаимодействия, скорее всего, возникнет проблема в организации нового курса в учебных заведениях. Персонал придется учить навыкам работы с мониторинговой и диагностической аппаратурой.Административный орган
На уровне министерства здравоохранения идет сбор статистических данных, характеризующий состояние здоровья населения. Инновационные технологии позволят минимизировать участие человека в этом процессе и гарантировать получение правдивых сведений.Камни преткновения
Среди основных факторов, препятствующих созданию глобальной сети телемедицины, называют:- трудности с созданием защищенных каналов для передачи персональных данных;
- необходимость унификации диагностического оборудования;
- отсутствие врачей, имеющих достаточно навыков для проведения телеприема;
- отсутствие (в большинстве стран) нормативно-правовой базы для предоставления телемедицинских услуг.