Острые моменты новой формы медицинского обслуживания
Управляющий партнер «Евромед Клиник» в Санкт-Петербурге Александр Абдин считает, что из принятого законопроекта были удалены все нововведения, присутствующие еще в первом варианте документа. Первая редакция закона о телемедицине предлагала официально закрепить и ввести в правовое поле полный список удаленных услуг – предполагалось дистанционное ведение пациента от первой до последней консультации. В принятом документе пациент имеет право посетить виртуальный кабинет врача после очного визита в физически существующую поликлинику или больницу.
Новосибирский опыт удаленной работы
В практику Новосибирской клиники имени академика Мешалкина дистанционные консультации внедрены давно. Сотрудник одного из отделений клиники Леонид Топорков даже считает такой формат медицинской помощи не завтрашним, а сегодняшним днем системы здравоохранения. Телемедицинские услуги в арсенале клиники позволяют пациентам экономить собственное время и деньги. Отправив медицинские документы и результаты анализов в электронном формате на веб-сайт клиники, пациенты могут в течение 10 дней получить решение врачей. За период 2016 года врачами клиники осуществлено 26 тысяч удаленных консультаций, за истекший период 2017 года в клинике состоялось 12 тысяч удаленных сеансов. Было организовано 49 видеоконференций, на которых принимались решения в сложных случаях.Своевременное лечение – фактор эффективности терапевтического процесса
Ещё по теме:
Тарифная сетка телемедицины и развитие отрасли
В выигрыше окажутся и страховые компании, ведь большая часть медицинской помощи перейдет в онлайн-пространство. А это, в свою очередь, автоматически сократит количество визитов в поликлиники и больницы. Правда, это может отрицательно сказаться на частном секторе здравоохранения.
Старые формы с цифровым акцентом
Директор агентства «МедАссистанс» Елена Бобяк акцентирует внимание еще на одном положительном моменте телемедицинского консультирования. Дистанционное общение снижает уровень напряженности и тревожности при возникновении непредвиденных ситуаций, повышает степень информированности пациентов о продуктивных действиях в экстремальной ситуации. И даже в ожидании прибытия бригады медиков пациент может получить грамотный совет врача. Это успокоит больного и поможет дождаться приезда врачей. Многие мероприятия, которые подпадают под определение «телемедицинские», давно и успешно работают в структурах здравоохранения. Законодатели просто придали существующим явлениям правовую форму. Например, в медицинских организациях Новосибирской области в практику внедрены многие цифровые технологии. По словам Олега Иваницкого, в больницах оказались от проведения ежедневных совещаний в очной форме – теперь используют скайп.Проблемы и перспективы
Для реализации всех положительных сторон закона потребуется провести немалую работу. Принятие закона и его исполнение соответствующими органами – две большие разницы. На это указала Людмила Плеханова, возглавляющая юридическую фирму «Дубровская и Плеханова». Необходимы подзаконные акты, разработанные чиновниками Минздрава, чтобы закон заработал в регионах.Государственные компании заинтересовались телемедициной и даже взялись за собственные разработки в инновационной отрасли.Компания «Ростелеком» планирует разработать контролирующее здоровье и мониторинговое оборудование, которое можно будет использовать в ночное время. Юридический директор ФРИИ Искендер Нурбеков предупредил, что в течение нескольких последующих лет можно ожидать большого оттока российских пациентов на иностранные телемедицинские онлайн-сервисы. В частности, на китайский ресурс, использующий искусственный интеллект, Retail Alibaba. Сбербанк приобрел онлайн-сервис, с помощью которого можно записаться к врачу. По заявлению Льва Хасиса, входящего в правление компании, приобретение станет платформой для оказания широкого спектра цифровых услуг. На их появление на российском рынке надеются в ближайшее время. Аналитики компании прогнозируют, что на рынке телемедицины к 2020 году окажется 150–180 млрд рублей.