1 января 2018 года в Российской Федерации вступил в силу закон о телемедицине, который узаконил общение врачей и пациентов в дистанционном формате. До этого онлайн-консультации проводились только в формате врач-врач.
Во время обсуждения законопроекта было много неоднозначных высказываний. Приверженцы введения телемедицины старались убедить противников в том, что новые технологии позволят получать медицинскую помощь жителям отдаленных деревень и сёл. Также говорилось об уменьшении очередей и упрощенной системе обращения к специалисту.
Противники принятия нового закона утверждали, что телемедицина приведет к снижению развития здравоохранения на отдаленных территориях. Также они считали, что врачи будут проводить исключительно онлайн-консультации, отменив очные приемы. Сами власти приветствовали создание центров телемедицины, считая, что это будет новым инновационным витком в развитии медицины. Летом 2017 года законопроект был принят и со следующего года вступил в законную силу.
Опасения противников не оправдались. Согласно закону врач не может ставить диагноз по видеосвязи, первичный прием обязательно должен быть очным. Только после этого специалист может наблюдать за состоянием больного при помощи телемедицины.
В условиях пандемии на врачей и весь медперсонал возложили огромную нагрузку. Именно в это время использование телемедицинской системы резко возросло. Министерство здравоохранения подготовило инструкции по ведению больных с COVID-19, гриппом и ОРВИ. После первичного очного приема медикам рекомендуют перейти на дистанционное наблюдение за пациентом. Это предложение должно разгрузить врачей и минимизировать риски заражения инфекционными заболеваниями. Региональным властям рекомендуется в ближайшее время интенсивно создавать телемедицинские центры.
Несмотря на множество плюсов, есть одно важное «но». С появлением телемедицинских центров остро встал вопрос нехватки кадров. Сейчас большинство операторов – это волонтеры, пожилые врачи и студенты старших курсов медицинских университетов.