ТЕЛЕМЕДИЦИНА СТАНЕТ ОДНОЙ ИЗ НАИБОЛЕЕ ВОСТРЕБОВАННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Перспективный закон о телемедицине

В нынешнем году чиновниками Минздрава РФ был разработан и представлен на рассмотрение Госдумы закон о телемедицине.

В документе было предложено ввести инновационную отрасль здравоохранения в правовые рамки: разрешить проведение дистанционного консультирования в форматах «врач – врач» и «врач/медицинский работник – пациент», предусмотреть организацию мониторинговых мероприятий для определенных категорий пациентов и выдачу медицинских документов (справок, лекарственных рецептов, выписок из историй болезни) в электронной форме.

В конце июля 2017 года законопроект был подписан президентом РФ. Врачи, которые пользовались гаджетами медицинского назначения и интернет-технологиями в целях лечения пациентов, получили законное право на проведение подобных процедур.

Информатизация сферы здравоохранения и внедрение телемедицинских услуг – это новые перспективы для всех структур, которые отвечают за здоровье населения страны.

Достоинства и недостатки принятого документа

Оценивая документ, Сергей Морозов, работающий на одной из кафедр Сеченовского университета и возглавляющий ГБУЗ «Научно-практический центр медицинской радиологии», заявил, что после процесса принятия закона наступит период затишья. Причиной такого перерыва станет низкий уровень развития и внедрения автоматизированных процессов в структурах здравоохранения.

Да и большинство врачей довольно настороженно и даже скептически относятся к возможности применения дистанционных технологий в повседневной практике. Поэтому потребуется некоторое время для выработки привычки пользоваться инновационными технологиями. Хотя многие действующие сегодня онлайн-службы выйдут из тени, начнут легализировать свою деятельность и вместо «информационной услуги» предоставлять удаленные медицинские консультации.

Однако, по мнению Владимира Гурдуса, члена Общественного совета при Минздраве и одного из экспертов Открытого правительства РФ, после принятия законопроекта приоритетная роль останется за физически существующими медицинскими учреждениями и структурами. В сложных случаях вопросы лечения пациента или его диагностики будут решаться на базе поликлиник и больниц.

Вопрос о защите прав пациентов

Консультативная помощь с помощью инновационных технологий (электронная почта, SMS, скайп) узаконена. Но такой, чисто виртуальный, характер существования телемедицины, по мнению Сергея Морозова, может негативно отразиться на защите прав пациентов. Хотя качество работы того или иного сайта, предоставляющего населению телемедицинские услуги, можно будет оценить по списку докторов-телеконсультантов.Телемедицина

Здесь же должен находиться дисклеймер, где даются подробные инструкции и прописаны условия, при которых можно получить дистанционную услугу.

В случае врачебной ошибки у пациента не будет времени для обжалования данных ему советов и рекомендаций. Качество процесса удаленного консультирования должно подвергаться аудиту.

Врачи-аудиторы должны регулярно проверять методы сбора информации о посетителях виртуальных кабинетов, систему записей консультирования.

Новые условия телемедицинской реальности

Профессор Морозов считает, что для успешного функционирования инновационной отрасли необходимо разграничение ручного труда врача-телеконсультанта и процессов, которые могут быть переведены в автоматический режим (работа интернет-каналов, гаджетов, носимых и мобильных устройств и приложений, телемониторинговых инструментов, работа личных кабинетов пациентов и функционирование информационно-справочных сетей).

Новый законопроект станет причиной изменений в сфере здравоохранения. Могут появиться частные высокотехнологичные компании, разрабатывающие и предлагающие новые продукты и инструменты для дистанционного взаимодействия. Сергей Морозов советует не торопиться с инвестициями в такие компании, так как они могут оказаться просто «мыльными пузырями».

Возможности и препятствия

Владимир Гурдус прогнозирует, что инновационной отрасли отведена роль платформы совершенно нового формата, на которой смогут взаимодействовать врач и пациент.

Телемедицина станет прорывом для всей системы классического здравоохранения.

Безопасность нахождения и общения в такой системе обеспечат соответствующие законопроекты Минздрава и Минсвязи. Чиновники этих министерств займутся разработкой единой системы для идентификации пользователей систем и телеконсультантов. Ожидается, что широкое распространение удаленных услуг поможет уменьшить число лиц, практикующих самолечение.

К работающим на зарождающемся рынке компаниям («Яндекс», «Инвитро», «Доктор рядом», «Doc +») присоединятся новые. Однако насторожить и даже отпугнуть потенциальных посетителей виртуальных кабинетов может высокая стоимость удаленных медицинских услуг и их низкое качество.

Профессор Морозов считает, что, несмотря на большую заинтересованность клиентов в грамотной консультации с высококвалифицированными врачами, следует найти приемлемый для людей баланс между стоимостью консультации и качеством предоставленной услуги. По мнению Владимира Гурдуса, первыми к внедрению инновационных услуг приступят организации частного сектора здравоохранения. Позже в работу включится государственный сектор отрасли.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Задать вопрос

Оставьте свое сообщение и контакты для связи.
Мы с вами обязательно свяжемся.