Инновационная отрасль здравоохранения – телемедицина – на протяжении нескольких лет входит в число наиболее перспективных рыночных направлений.
Перенос значительной части медицинских услуг в виртуальное пространство сулит много преимуществ: значительная экономия материальных, человеческих и временных ресурсов, решение кадровой проблемы. И, пожалуй, главное – обеспечение доступа к качественным и грамотным медицинским услугам для жителей малонаселенных пунктов и отдаленных от центральных областей страны регионов.
Весной 2017 года на доработку и рассмотрение в Госдуму РФ поступил пакет документов, регулирующий правовые взаимоотношения в сфере телемедицины. После принятия поправок официально разрешенными станут дистанционные консультации в формате «врач/медицинский работник – пациент», да и весь спектр удаленных услуг будет введен в правовое поле.
На первом этапе внедрения телемедицинских услуг в систему российского здравоохранения важно создать и отработать механизм наполнения ЭМК (электронная медицинская карта). Позже этот электронный документ должен быть интегрирован в общую систему электронного документооборота, став ИЭМК (интегрированная электронная медицинская карта).
Такой электронный документ будет содержать следующие сведения о пациенте:
Полученная информация поможет врачу выбрать оптимальный для конкретного пациента режим лечения, составить индивидуальный лечебный план с учетом всех возможных побочных явлений и осложнений. Согласно плану Минздрава РФ, 98% медиков в системе здравоохранения получат доступ к ИЭМК.
Персонифицированный характер и точность сведений, наполняющих ИЭМК, должна поддерживать система идентификации пациентов. Но основная сложность заключается в том, что структурированность и содержание медицинских документов могут значительно отличаться в различных медицинских учреждениях.
Кроме того, на разных этапах лечебного процесса (сбор анализов, обследование, платные медицинские процедуры) могут понадобиться разные сведения о пациенте. Нельзя исключать риск технических ошибок (неточности и опечатки, некачественный шрифт, дубликаты медицинских документов) или недоразумения при перемещении ЭМК из одного учреждения в другое. Подобная проблема стоит перед телемедициной и в других странах. Вопрос пока не решен.
Одним из возможных решений может быть использование индивидуального мастер-индекса (master patient index). Этот способ предполагает формирование единой базы данных, в которой можно просматривать и редактировать демографическую информацию конкретного лечебного учреждения. Персоноцентрированный характер идентификации в такой системе обеспечивает точность и адресность при наполнении ИЭМК.
В США, где система здравоохранения уже давно внедрила электронный документооборот медицинских документов, широко применяется такая система. Каждый территориальный филиал центрального госпиталя имеет доступ к EMPI.
В его архивах хранятся общесистемные персональные идентификаторы, а также ссылки на такие же идентификаторы в отдельных филиалах страны. В Enterprise master patient index хранятся универсальные идентификаторы - номера полисов (в России – СНИЛС). Филиалы пользуются внешними идентификаторами.
В отечественном здравоохранении персональные данные и записи о посещении врача накапливаются в МИС МО (медицинская информационная система). На следующем этапе они пересылаются в РМИС (региональная медицинская информационная система), а затем – в федеральный сервис ИЭМК.
Создание внешнего запроса и получение достоверной информации из такой системы абсолютно невозможно, как и создание идентификационной системы. Даже номера полисов ОМС или СНИЛС, которые не являются обязательными документами для всех граждан страны, не могут служить универсальными идентификаторами.
Премьер-министром РФ Дмитрием Медведевым в июле 2016 года подписан документ о создании единого идентификатора и формировании единого электронного регистра. Эта работа должна быть завершена к 2025 году.
Сейчас же можно создавать региональные медицинские информационные системы с формализованными едиными нормами их наполнения. Частично такая мера, возможно, решит проблему идентификации. Однако риски, связанные с возможностью технических ошибок, а также проблемы с оформлением результатов лабораторных и аппаратных диагностических обследований пациентов, никуда не исчезнут.
Да и информация о пациентах имеет разную степень актуальности на разных уровнях. ИС местной поликлиники может сообщить контактные данные человека, ИС ТФОМС – номер полиса ОМС, (обязательное медицинское страхование), ИС миграционной службы – номер паспорта, ИС Пенсионного фонда – номер СНИЛС. Система электронных индексов должна объединить полученные данные.
Будет лучше, если создание и наполнение региональных ИС пройдет без вмешательства центральных структур и попыток создания универсального идентификатора, претендующего на роль глобального. Такой подход позволит:
Специалисты компании Санкт-Петербурга «Нетрика» в 2015 году разработали такую систему идентификации пациентов.
С применением системы индексации пациентов было обработано 30 млн документов.
Исходное количество пациентов (18 млн человек) после автоматического анализа удалось сократить втрое. А ручной разбор и сопоставление разрозненных записей применялись лишь в 3% случаев.
Результаты проделанной работы позволили сделать следующие выводы:
Созданные адекватные и хорошо функционирующие системы идентификации могут найти применение и в других сферах человеческой деятельности. В центрах, куда поступает разноформатная информация о человеке, нужно анализировать, сопоставлять и объединять ее. Схожие проблемы могут возникнуть в системе образования при переходе из одной образовательной структуры в другую.