Персональный электронный медицинский документ
На первом этапе внедрения телемедицинских услуг в систему российского здравоохранения важно создать и отработать механизм наполнения ЭМК (электронная медицинская карта). Позже этот электронный документ должен быть интегрирован в общую систему электронного документооборота, став ИЭМК (интегрированная электронная медицинская карта). Такой электронный документ будет содержать следующие сведения о пациенте:- история болезни;
- расшифрованные данные обследований и лабораторных анализов;
- предварительные диагнозы или выводы узких врачей-специалистов;
- ранее назначенные лекарственные препараты, проведенные манипуляции и процедуры.
Личная история в системе электронного документооборота
Персонифицированный характер и точность сведений, наполняющих ИЭМК, должна поддерживать система идентификации пациентов. Но основная сложность заключается в том, что структурированность и содержание медицинских документов могут значительно отличаться в различных медицинских учреждениях. Кроме того, на разных этапах лечебного процесса (сбор анализов, обследование, платные медицинские процедуры) могут понадобиться разные сведения о пациенте. Нельзя исключать риск технических ошибок (неточности и опечатки, некачественный шрифт, дубликаты медицинских документов) или недоразумения при перемещении ЭМК из одного учреждения в другое. Подобная проблема стоит перед телемедициной и в других странах. Вопрос пока не решен.База персональных индексов
Одним из возможных решений может быть использование индивидуального мастер-индекса (master patient index). Этот способ предполагает формирование единой базы данных, в которой можно просматривать и редактировать демографическую информацию конкретного лечебного учреждения. Персоноцентрированный характер идентификации в такой системе обеспечивает точность и адресность при наполнении ИЭМК. В США, где система здравоохранения уже давно внедрила электронный документооборот медицинских документов, широко применяется такая система. Каждый территориальный филиал центрального госпиталя имеет доступ к EMPI.Ещё по теме:
Российские информационные системы
В отечественном здравоохранении персональные данные и записи о посещении врача накапливаются в МИС МО (медицинская информационная система). На следующем этапе они пересылаются в РМИС (региональная медицинская информационная система), а затем – в федеральный сервис ИЭМК. Создание внешнего запроса и получение достоверной информации из такой системы абсолютно невозможно, как и создание идентификационной системы. Даже номера полисов ОМС или СНИЛС, которые не являются обязательными документами для всех граждан страны, не могут служить универсальными идентификаторами.Актуальность получаемой информации и технические ошибки
Премьер-министром РФ Дмитрием Медведевым в июле 2016 года подписан документ о создании единого идентификатора и формировании единого электронного регистра. Эта работа должна быть завершена к 2025 году. Сейчас же можно создавать региональные медицинские информационные системы с формализованными едиными нормами их наполнения. Частично такая мера, возможно, решит проблему идентификации. Однако риски, связанные с возможностью технических ошибок, а также проблемы с оформлением результатов лабораторных и аппаратных диагностических обследований пациентов, никуда не исчезнут. Да и информация о пациентах имеет разную степень актуальности на разных уровнях. ИС местной поликлиники может сообщить контактные данные человека, ИС ТФОМС – номер полиса ОМС, (обязательное медицинское страхование), ИС миграционной службы – номер паспорта, ИС Пенсионного фонда – номер СНИЛС. Система электронных индексов должна объединить полученные данные.Информационные системы в регионах – этап на пути создания системы идентификации
Будет лучше, если создание и наполнение региональных ИС пройдет без вмешательства центральных структур и попыток создания универсального идентификатора, претендующего на роль глобального. Такой подход позволит:- Выявить критически необходимый список исходных данных, при наличии которого можно оказывать полноценную медицинскую помощь. Позже информация о пациенте может быть восполнена из других источников.
- Не привязываться к центральному индексу.
- Не синхронизировать индивидуальные индексы пациента на разных уровнях.
- Не нарушать деятельность систем-клиентов.
- Не создавать значительных отличий между алгоритмами, которые используются для анализа разноформатных данных.
Работа для телемедицинского алгоритма
Специалисты компании Санкт-Петербурга «Нетрика» в 2015 году разработали такую систему идентификации пациентов.С применением системы индексации пациентов было обработано 30 млн документов.Исходное количество пациентов (18 млн человек) после автоматического анализа удалось сократить втрое. А ручной разбор и сопоставление разрозненных записей применялись лишь в 3% случаев. Результаты проделанной работы позволили сделать следующие выводы:
- качество информации, которая наполнит ИЭМС, при таком методе работы существенно повышается;
- содержание ИС становится более пригодным для дальнейшей практической работы.