Стремительное развитие инновационной отрасли здравоохранения и проникновение высокотехнологичных инструментов в повседневную практику способствовало появлению на рынке нового направления – трансграничной медицины. Эта перспективная и быстро развивающаяся отрасль объединила телемедицинские услуги и медицинский туризм.
По данным международных аналитиков, прирост рынка трансграничной медицины в ближайшее время достигнет 20-30%. Отрасль создает удобную опцию и открывает большие возможности для инвесторов и деловых людей. Географические преграды и большие расстояния больше не будут являться непреодолимым препятствием для желающих оздоровиться и продавцов (провайдеров) медицинских услуг.
В докладе, сделанном на 70-м собрании «Виртуальная и мобильная индустрия», был отмечен рост потока туристов, желающих получить лечение или иные медицинские услуги в РФ. Специалисты ИТ-индустрии отметили увеличение объема этого сектора рынка на 87% по сравнению с показателями 2015 года.
Существует несколько медицинских направлений, считающихся довольно качественными и успешно развивающимися в РФ:
Согласно подсчетам экономистов, прибыль здравоохранения, полученная от международного медицинского туризма, в 2015 году составила 1 млрд 600 тысяч рублей. Только китайские пациенты пополнили казну московских клиник на 1 млрд рублей.
В то же время из-за нестабильного курса валют и кризисных явлений на финансовом рынке сократился поток россиян, выезжающих на лечение в другие государства.
Профильный туристический интернет-сервис Telemedtravel.ru зафиксировал 18-20 тысяч ежегодных поездок за рубеж с медицинскими целями. Авторитетные источники приводят цифры, свидетельствующие о снижение количества поездок:
Существуют некоторые направления (например, гистология), которые считаются очень востребованными и перспективными на мировом рынке медицинских услуг. Как правило, это высокоинформативные и наукоемкие отрасли.
Именно этот факт вселяет радужные надежды в инвесторов, бизнесменов и врачей. Некоторые из них даже считают, что в скором времени 70% всего информационного рынка составят знания о функционировании человеческого организма и поддержании его работы на должном уровне.
Существование телемедицины напрямую зависит от числа клиентов, которые будут пользоваться удаленными услугами и посещать виртуальные кабинеты врачей.
Достаточным объемом для функционирования отрасли станет 15% жителей планеты, вовлеченных в телемедицинские системы.
По словам Михаила Натензона, возглавляющего совет директоров НПО «Национальное телемедицинское агентство», только при массовом посещении телемедицинских кабинетов телемедицина может заниматься саморазвитием. Прогнозная прибыль российского сектора этого рынка к 2020 году может достигнуть суммы в $18 млрд.
Сейчас перед телемедициной РФ стоят такие задачи:
Граничащий с РФ Китай планирует выделить отрасли удаленного консультирования и мобильных медицинских услуг в 2017 году в 2 раза больше средств, чем Япония, и в 1,5 раза больше, чем США. Однако Китай (население 1,4 млрд человек) испытывает хроническую потребность в специалистах-медиках, занимающихся классической медициной.
Аналогичные проблемы испытывают в некоторых странах африканского континента. Там ощущается нехватка даже диагностов, специалистов, которые могли бы расшифровывать и анализировать результаты обследования пациентов (флюорография, ЭКГ, УЗИ).
Потребность в хороших диагностах и интерпретаторах данных обследования – мировая тенденция. Об этом сообщил в своем выступлении Константин Чеботаев, представляющий Национальную ассоциацию медицинской информатики. По его словам, международный рынок телерадиологии к 2022 году достигнет отметки в €7,3 млрд.
Высокоточные телерадиологические технологии существенно ускоряют проведение диагностики, что разгружает радиологов. Кроме того, появляется возможность получения стороннего мнения специалистов. Однако еще существует множество нареканий на качество удаленной радиологии и недостаточную подробность заключений по результатам проведенного обследования.
Оцифрованные материалы биопроб и анализов гораздо проще вывезти за рубеж для получения мнения иностранного коллеги или экспертизы. Стоимость оценки пробы у зарубежного патоморфолога – 15 тысяч рублей. «И они с удовольствием предлагают нам такую услугу», - сообщил Александр Горьков, работающий в компании Unim.
Второе авторитетное мнение снижает степень субъективизма при гистологических анализах. А зарубежные специалисты заинтересованы в постоянном повышении квалификации и наработке опыта.