Первые шаги новой отрасли
Все вышеперечисленные компании исследуют возможности рынка, свои собственные возможности и запускают первые версии телемедицинских проектов и сервисов. И пусть для работы подобных проектов пока не создано всех необходимых условий (отсутствует законодательная база), но рыночное пространство уже освоено и надежный плацдарм для развития и продвижения в данном направлении создан. После принятия нормативно-правовых документов о телемедицине врачи в виртуальных кабинетах смогут ставить диагнозы и выписывать электронные рецепты, планировать этапы лечебного процесса. Сейчас на удаленных сеансах можно получить лишь информационно-справочную поддержку по вопросам здоровья.Проекты интернет-компании «Яндекс» в действии
В 2016 году совместные инвестиции в сервис дистанционных услуг Doc+ от компаний Baring Vostok и «Яндекс» составили $5,5 млн. На сегодняшний день разработана и запущена бета-версия собственного проекта интернет-компании «Яндекс». С помощью ПО и коммуникаций, которые составляют содержание нового проекта, можно будет предоставлять пользователям компании удаленные консультации в режиме реального времени. Медицинские работники, сотрудничающие с сервисом Doc+, консультируют клиентов приложения «Яндекс.Здоровье». Администрация медицинского сервиса мониторит и корректирует качество оказываемых консультативно-информационных услуг.История и будни телемедицины
С момента появления первых коммуникационных сетей между отдельными населенными пунктами и медицинскими учреждениями у врачей и медицинских работников стали налаживаться контакты, которые сейчас можно было бы назвать удаленными. К советам более опытных коллег из центральных больниц прислушивались врачи из сельских амбулаторий и ФАПов. Даже в военно-полевых условиях медицинские работники обменивались необходимой информацией. С появлением такого понятия и явления, как телемедицина, эти контакты просто обрели дополнительное значение. А разработка инновационных устройств и технологий намного расширила площадь и количество населения, которое было вовлечено в удаленную коммуникацию по медицинским вопросам.Современная классификация игроков телемедицины
Сейчас можно выделить три медицинских формата, в рамках которых осуществляется дистанционное взаимодействие. Форматы «врач – врач» и «врач – медицинский работник» уже широко применяются, достаточный опыт накоплен. Они вполне жизнеспособны и полезны, имеют хороший потенциал для дальнейшего существования и развития. А вот взаимодействие в формате «врач – пациент» остается спорным. Его практическая польза и даже целесообразность – под вопросом. Каждый формат предполагает большой ассортимент удаленных услуг, которые могут быть предоставлены в его рамках.Первичные консультации и сфера digital health
Начальным этапом медицинской помощи является первичное обследование пациента, измерение общих параметров состояния организма. А на самом продвинутом этапе лечения или мониторинга могут использоваться специализированные гаджеты или мобильные приложения с алгоритмами, обрабатывающими данные мониторинга. Например, мобильное приложение для людей, страдающих сахарным диабетом. Оно соединено с инжектором инсулина, снабжено дневником для ежедневных записей и геймификатором. Только в США в течение 5 лет в эту область было вложено 2 млрд долларов. В ряде случаев инновационные разработки уже имеют целевую аудиторию или выполняются под конкретный симптом, заболевание.Ещё по теме:
Много проектов создается для мониторинга хронических больных, что расширяет аудиторию пользователей.
Прикладная медицина
Направление digital health стало одним из приоритетных в сфере телемедицины. На этом направлении сфокусированы внимание и значительные средства известных фондов, публикуются резонансные и глубокие аналитические статьи в международной медицинской прессе, проводятся конференции по вопросам digital health. Аналитики и экономисты называют несколько причин такого ажиотажа вокруг прикладного направления:- Регулярное появление новых версий персональных гаджетов и электронных устройств, их повсеместное распространение.
- Высокое качество связи и услуг, предоставляемых мобильными провайдерами.
- Большие объемы капиталовложений в здравоохранение (в США на долю отрасли приходится почти 17% бюджетных средств) в сочетании с недостаточной технической базой медицины.
Сторонние игроки
В секторе рыка, который осваивает телемедицина, замечены не только учреждения здравоохранения и больницы. Это происходит по нескольким причинам:- Специалисты медицинских учреждений почти не имеют опыта работы в IT-индустрии. Скорее здесь пригодятся сотрудники «Яндекса», Google, ABBYY и подобных высокотехнологичных компаний.
- Сумма, в которую обходится телемедицине привлечение потенциального клиента, ниже, чем аналогичные затраты медучреждения (стоимость удаленного сеанса — 500–800 рублей).
- Отечественные телемедицинские сервисы занимают небольшое пространство на рынке (например, система клиник «Мать и дитя» занимает менее 1%).