Хорошие новости, касающиеся существования и развития сферы телемедицинских услуг, поступили от российских чиновников. Законопроект, поддерживающий новую отрасль в российском здравоохранении, принят в первом чтении. Однако, по словам первого вице-спикера Государственной думы Александра Жукова, дальнейшая судьба закона зависит от одобрения или отклонения поправок и замечаний, поступивших от практикующих врачей, экспертов и специалистов со всех регионов страны. А сам Александр Жуков, понимая важность и необходимость принятия закона, готов поддержать его.
Своими сомнениями, относительно целесообразности нововведений в медицинской отрасли, поделился в недавнем интервью Александр Линденбратен, работающий на посту первого заместителя директора в НИИ общественного здоровья им. Семашко. Он рассказал, что по его данным дистанционные технологии часто не оправдывают себя, эффект от их применения гораздо ниже, чем в случае реального взаимодействия людей в физическом мире. Например, затраты на дистанционное обучение не всегда соответствуют уровню подготовки слушателей, прошедших его.
В интервью он подчеркнул, что дистанционное консультирование с приглашением специалистов из других клиник – это, безусловно, полезный опыт. И пример стран, внедривших телемедицинские технологии в практику 15-20 лет назад, подтверждает этот факт. Но в экстремальных ситуациях, в случаях с терминальными или абдоминальными состояниями просто не понятна польза удаленной медицинской помощи.
По словам Александра Линденбратена, для создания единого информационного пространства в сфере здравоохранения, необходимого для внедрения и широкого использования телемедицинских технологий, нужно минимум 10 лет. А пока все образцы и разработки, предназначенные для этой отрасли, находятся на уровне выставочных экспонатов.
Екатерина Мамонова, возглавляющая Инновационный медико-технологический центр, считает, что принятие закона о телемедицине позволит создать стандарт ОМС для удаленных медицинских услуг. Сотрудники Московского технопарка, поддерживая ее инициативу, добавляют, что все клиники и реабилитационные центры заинтересованы в этом.
Пациенты в послеоперационный период, получившие необходимую медицинскую помощь при острых расстройствах здоровья, в этом случае смогут лечиться дальше в домашних условиях. Получение персонального устройства (аппарата), с помощью которого можно в любое время связаться с лечащим врачом или опытным медработником, проконсультироваться, выслушать рекомендации, сэкономит койко-места в стационарах и бюджетные средства.