Зарождение и первые шаги удаленных медицинских услуг
Причину, вызвавшую появление телемедицины, можно рассмотреть, например, на одном из клинических случаев, произошедших в США. Когда Управлением по надзору за качеством лекарств и пищевых продуктов (FDA) был одобрен высокоэффективный и доступный препарат tPA, предназначенный для восстановления после ишемического инсульта, возникла проблема. Пациенты, живущие в сельской местности, не успевали пройти обследование, чтобы, согласно рекомендациям компании-производителя, начать применять препарат в максимально короткие сроки после удара. Тогда и появилась идея проводить дистанционные осмотры невропатологов с последующим назначением лечения. Успешный опыт расширил аудиторию лиц, пользующихся услугами телемедицины, и положительно сказался на работниках всех звеньев медицинской отрасли.Высокие требования к квалификации врачей, среднего и даже младшего медицинского персонала стали нормой для всех, занятых в сфере телемедицины.
Ключевые направления развития телемедицинской инфраструктуры
Кроме потребности в высококвалифицированных, владеющих навыками работы на современном диагностическом оборудовании, умеющих пользоваться и обслуживать аудио- и видеокоммуникационные устройства, кадрах среди основных телемедицинских тенденций 2016 года можно выделить:- Стремление создать легко адаптируемое к потребностям практической медицины и несложное в обращении оборудование, которое может быть интегрировано в уже работающие системы.
- Потребность получить телемедицинские технологии, которые имеют дополнительные опции, позволяющие учитывать особенности отдельных медицинских специальностей и профильных направлений.
- Замена запатентованного аппаратного многофункционального оборудования (автоматы, каталки), обеспечивающего работу сферы телемедицины на начальных этапах. В настоящее время требуются более гибкие, учитывающие возможность обновления и включения дополнительных обслуживающих функций, устройства. Медицинские провайдеры на данный момент имеют достаточный набор общедоступных по цене сетевых продуктов. Компоненты (камеры, детали к ПК), необходимые для работы таких программ, можно приобрести в свободной продаже. Положительным моментом новых программ станет возможность их интеграции на имеющееся оборудование или устройства (модернизирование каталки или приложение к сотовому телефону).
- Создание многофункциональных платформ, которые могут поддерживать несколько моделей телемедицинского сервиса и обеспечивать бесперебойное функционирование этих моделей. Такая единая программная платформа должна успешно и быстро решать возникшие задачи в любой области телемедицины.
Ещё по теме:
Платформа должна обеспечивать беспрепятственное соединение с любыми устройствами, иметь автоматический режим настройки для работы с другими совместимыми компонентами.
Компании-производители стали игроками на рынке высоких технологий
Трансформацию и развитие данной тенденции можно отследить по изменению характера деятельности предприятий, давно работающих в области телемедицины. Сейчас эти производители не только закупают оборудование и высокоточные устройства у IT-компаний, но и пытаются наладить партнерские взаимовыгодные производственные отношения с ними. Предприятия, которым это удается, обеспечивают себе более устойчивое и конкурентоспособное положение на рынке телемедицинских услуг.Система электронной документации – базовая функция телемедицинской сети
Состояние документации (делопроизводство) в любой отрасли отражает качество обслуживания и масштаб организации дела. Грамотное ведение учета в телемедицине дает возможность отследить положительные изменения и отреагировать на них.- Наличие пластичных и гибких клинических протоколов для взаимоотношений с пациентом, позволяющих лечащему врачу сочетать привычный для него индивидуальный стиль медицинской практики и стандартизированную форму, разрешаемую сохранять запись консультации в электронном виде. Преимущество будет отдаваться легко адаптируемым и удобным для взаимоотношений врача и пациента моделям и приложениям.
- Создание надежной и хорошо функционирующей системы (базы данных) для хранения персональных карточек с информацией о состоянии здоровья пациента (ЭМК). Эта тенденция связана с предыдущей, и предусматривает качественное программное обеспечение (платформу, модель). Информация, содержащаяся в карточке пациента, должна быть доступна врачу, проводящему дистанционное консультирование, и медицинскому работнику, проводящему манипуляции, например, в условиях стационара или поликлиники.
Качество менеджмента – уровень обслуживания
Дальнейшее совершенствование программных систем и функционала, предназначенного для управления процессами, происходящими в сфере телемедицины, облегчит процесс накопления и обработки данных удаленного консультирования. Анализ диагностической и прикладной информации о состоянии пациента, рекомендованного лечения и сведений о его эффективности, получаемых от пациента, финансовой отчетности, связанной с оплатой телемедицинских услуг (консультаций, диагностики, привлечения зарубежных специалистов или получение «третьего мнения») требует разработки хорошо интегрированного программного функционала, возможности свободных контактов с носителями информации на периферии.Программное оборудование, способное в короткие сроки проанализировать и оценить весь спектр информации, хранящейся в информационной базе данных, — критерий эффективного менеджмента и показатель уровня развития конкретной телемедицинской сети.