Этапы законодательного пути
А что же в России? Огромная территория и особенности некоторых регионов – достаточные основания для того, чтобы телемедицина стала повседневной практикой. По крайней мере, разговоры на эту тему ведутся со второй половины 2000 года. А в самом конце 2012 года на законодательном уровне появился приказ № 444 «О создании Координационного совета Министерства здраоохранения РФ по телемедицине». Весной 2013 г. он был дополнен Указанием № 325-У «О создании системы сертификации телемедицинских центров». В октябре 2015 г. в Департаменте информационных технологий и связи Министерства здравоохранения РФ состоялось заседание, посвящённое данному вопросу. По словам О. Артёмовой, заместителя директора Департамента, фактически в 68 регионах РФ есть реальная возможность предоставлять услуги телемедицины.Однако какой-либо законодательной базы онлайн встречи врачей со своими коллегами или с пациентами не имеют. И это одна из главных проблем телемедицины, которая нуждается в квалифицированной экспертной помощи на федеральном уровне.
Юридические тонкости
В данный момент документ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты России по вопросам применения информационно-телекоммуникационных технологий в сфере охраны здоровья граждан и создания национальных научно-практических медцентров» находится в разработке. Он станет основным нормативным актом после внедрения высокоточных технологий в медицинскую отрасль. Новый закон должен решить сразу несколько проблем:- облегчить и упростить доступ к объектам и элементам отраслевой инфраструктуры, к основным услугам, которые может предоставить практическая (и дистанционная) медицина;
- создать надёжную и динамичную систему видеонаблюдения за состоянием здоровья той категории населения, которая находится в зоне повышенного риска и подвержена заболеваниям, негативно отражающимся на работоспособности;
- организовать систему взаимодействия между работниками системы здравоохранения и населением;
- создать Единую электронную информационную сеть, действующую в области здравоохранения, и правовой механизм для её взаимодействия с аналогичными системами в других сферах жизни.
«Яндекс» — партнёр Минздрава
Для создания единого стандартизированного протокола, где будут фиксироваться и сохраняться сведения о состоянии здоровья человека, сформирована группа специалистов «Яндекса». Электронная форма должна обеспечивать адекватную идентификацию врача и пациента, а также доступ к содержимому медицинской карты во время «телеприёма».Юридически важным моментом является согласие пациента на обработку данных о его состоянии здоровья.На одной из встреч с ведущими аналитиками Института развития интернета такими соображениями поделился А. Шульгин, представляющий «Яндекс» в РФ.
Виртуальная поликлиника
Ещё по теме:
А что на практике?
Первые шаги на этом пути уже сделаны. С 1 июля 2016 года справки, подтверждающие временную нетрудоспособность человека, и рецепты на лекарства, кроме сильнодействующих препаратов, лечащие врачи имеют право выдавать, используя электронную форму. В некоторых федеральных медицинских центрах обычной практикой становятся мастер-классы с привлечением ведущих врачей. На таких интерактивных занятиях рассматриваются реальные случаи и истории болезней, присылаемые со всей страны. А Национальное агентство по безопасности пациентов и независимой медицинской экспертизы акцентирует внимание на особых потребностях сельской медицины.Пожилые люди и беременные женщины в селе часто в силу неотложных домашних дел или других причин не могут регулярно посещать поликлинику. Однако эти категории жителей нуждаются в постоянном контроле работы жизненно важных органов и основных функций организма.
Президент агентства А. Старченко предложил создать автоматическую программу контроля состояния здоровья сельских жителей.
Трудности «телеприёмов»
На пути новой медицинской отрасли много препятствий и проблем. Юрист Алексей Панов, возглавляющий ООО «Центр медицинского права» считает, что тому, кто проводит онлайн приём, просто необходимо иметь особый статус: не просто «человек в белом халате, а …специалист с допуском к данной информационной деятельности». То есть, медик на «телеприёме» не может быть терапевтом с общими знаниями о работе человеческого организма, это непременно должен быть узкий специалист в конкретной области или даже по конкретному заболеванию. Врач на онлайн приёме действует не физически, а предоставляет человеку информационную поддержку и помощь. Актуальной является и проблема фиксирования информации, которая была озвучена на «телеприёме». Юрист считает, что должна существовать единая электронная форма для медицинских карточек и место с ограниченным доступом, где они будут храниться. Кроме того, чиновники и работники медицины называют ещё несколько проблем, которые могут затормозить и надолго «заморозить» развитие телемедицины в РФ. Наиболее вероятными считаются:- хронический недостаток финансирования медицинской отрасли;
- высокая стоимость аппаратуры, которую надо иметь и врачам, и пациентам;
- проблемы с охраной интеллектуальной собственности.
Перспективы телемедицины
Стоит отметить, что медики видят в новой отрасли, созданной на базе информационных технологий, немало возможностей:- диагностика и консультирование пациентов;
- совещания с более опытными коллегами в сложных случаях;
- посещение пациентами личных медицинских электронных кабинетов;
- проведение телеманипуляций;
- расшифровка данных медицинских обследований.