Принимая пациентов, доктор тратит немало времени на изучение и сравнение справок и анализов, заполнение документов. Было бы гораздо проще, если бы человек во время визита к врачу открывал приложение на смартфоне, откуда можно считать всю информацию, проанализировать возможные риски заболеваний и назначить адекватное лечение. В пандемию коронавируса такое становится возможным.
Из-за уменьшения количества социальных контактов многие сферы медицинской помощи перешли из офлайна в онлайн, в том числе диагностика болезней, сбор статистических данных, сдача генетических тестов, разработка и доcтавка медикаментов. Искусственный интеллект в здравоохранении стали применять чаще, а прибыль от него выросла до 7 миллиардов долларов.
Из всех высоких технологий быстрее всего развивается телемедицина. Благодаря виртуальной связи в формате «пациент-врач» посредством видеочата больные своевременно получают профессиональные консультации, а медики мониторят их состояние и могут даже госпитализировать удаленно.
В Соединенных Штатах к началу текущего года осуществлено уже более миллиарда виртуальных приемов. В этой стране услугами телемедицины пользуются на 50% пациентов больше, чем до начала пандемии. Превентивная система оказания медпомощи в таких странах, как Швеция, Канада, Япония, Франция, Великобритания, Германия оказалась эффективнее, чем обычная страховая медицина. Здесь материнская и младенческая, а также детская и общая смертность сведена к нулю. Доктора рекомендуют пациентам не посещать учреждение, а следовать их указаниям по профилактике заболеваний. В Сингапуре пошли немного иным путем: пациенту приходится общаться только с медицинской сестрой, которая фиксирует информацию о состоянии его здоровья, вводит данные в систему, а компьютер выдает направления на консультации к узким специалистам.
В Российской Федерации разработано несколько приложений для удаленных медицинских консультаций (например, «СберЗдоровье», «Яндекс.Здоровье», Ornament). Среди них есть как платные, так и бесплатные. В приложения внесены персонализированные медицинские карты, где можно проследить и сравнить изменение состояния пациента за определенные периоды, изучить анализы и направить больного при необходимости к профильному специалисту. Некоторые регионы внедряют возможность оплаты телемедицинских услуг за средства обязательного медицинского страхования.
В повседневную жизнь входят умные часы, кольца, подкожные датчики для фиксации изменений в состоянии здоровья, которые считают съеденные калории и пройденные шаги, измеряют пульс, температуру тела и качество сна.
Уже через пару лет Минздрав планирует широкое внедрение искусственного интеллекта в систему здравоохранения. Это поможет и значительно сэкономить средства, которые направляются на закупку препаратов, оплату больничных листов, пребывание в условиях стационара, восстановительные процессы.
Стоит отметить, что в профилактике заболеваний преимущество можно отдать health tech, но никто не отменял очных консультаций при врожденных болезнях, беременностях и родах, иммунизации, неотложной помощи, то есть таких ситуациях, при которых без врачебного присутствия не обойтись.