Содержание

Общие вопросы
Аутизм — что это за болезнь? Точный ответ на этот вопрос до сих пор не определен, хотя случаев подобной болезни в практике врачей встречалось достаточно много, и уже многократно описаны ее основные особенности. Однако даже в рамках этого диагноза могут существовать различные нарушения и формы проявления. Некоторые считают пациентов с аутизмом гениальными. Действительно, есть формы аутизма, при которых люди могут быть очень сильно увлечены определенным занятием. Они посвящают ему практически все свое время. Однако далеко не при всех формах аутизма интеллект сохраняется в достаточной степени. Столь противоречивое и неправильное по своей сути восприятие лиц, страдающих аутизмом, часто становится причиной насмешек со стороны окружающих. В результате пациент становится еще более замкнутым, подавляя собственные гениальные способности.Отличия взрослого и детского аутизма
Иногда недуг формируется на фоне длительно беспокоящих депрессивных расстройств. По причине такой обособленности от реальности и ярко выраженного нежелания к контактированию с окружающими возникает приобретенный аутизм у взрослых. Синдром опасен, потому как чреват абсолютными расстройствами человеческой психики. Пациент становится конфликтным, из-за чего может потерять рабочее место или семью и пр. Признаки аутизма у взрослых характеризуются яркой выраженностью. Хоть пациенты и наделены интеллектом, имеют определенные жизненные задачи и богатое внутреннее мировоззрение, их взаимоотношения с остальными достаточно сложные. Большинство отлично управляется с бытовыми задачами, но жить и заниматься творчеством они продолжают обособленно. Но бывают и сложные случаи патологии, когда пациенту непостижимы даже самые простые навыки самообслуживания.Особенности взрослого аутизма
У взрослых пациентов характер проявления заболевания будет меняться в зависимости от того, насколько сложно протекает недуг в целом. К числу нюансов, характерных сугубо для взрослого населения, страдающего рассматриваемым отклонением, следует отнести нижеперечисленные моменты:- скудность мимических проявлений и жестов;
- невозможность восприятия простейших правил и норм. К примеру, человек с рассматриваемым отклонением может либо не смотреть в глаза собеседнику вообще, либо, наоборот, вглядываться в них слишком навязчиво и длительно. Человек может подходить чересчур близко либо слишком отдаляться, говорить излишне громко или едва различимо;
- непонимание человеком своего поведения. Многие больные не осознают, что их действия могут навредить окружающим или обидеть их;
- непонимание намерений окружающих, их чувств, слов и эмоций;
- практически полное отсутствие возможности построения полноценной дружбы и, уж тем более, романтических отношений;
- сложность в начале беседы – больные редко могут заговорить с человеком первым;
- отсутствие интонации. Многие больные разговаривают без эмоциональной окраски, их речь схожа с роботизированной;
- привязанность к рутинной обстановке. Даже малейшие изменения устоявшегося уклада могут привести к появлению серьезных переживаний и разочарований у аутиста;
- привязанность к конкретным местам и предметам;
- боязнь перемен.
Характерные признаки заболевания
Рассматриваемая болезнь является удивительной и уникальной во многом из-за того, что ее признаки и симптомы могут существенно различаться у отдельно взятых пациентов. Наряду с этим, существует ряд общих проявлений, позволяющих диагностировать недуг у детей и взрослых. Характерные проявления можно классифицировать на несколько групп.- Социальные. Пациент испытывает серьезные проблемы с невербальным общением. К примеру, он не может подолгу смотреть в глаза собеседнику, его настораживают определенные проявления мимики и позы. Возникают сложности с построением дружеских взаимоотношений. Нет интереса к увлечениям других людей. Сопереживание и привязанность отсутствуют. Стороннему наблюдателю практически невозможно узнать, что в действительности переживает аутист.
- Общение. Пациенту сложнее научиться разговаривать, чем его здоровому сверстнику. Некоторые больные и вовсе этому не учатся – согласно усредненным статистическим данным, к числу неговорящих относится порядка 35-40% больных. Начать разговор первым аутисту очень сложно, равно как и развивать и поддерживать беседу. Речь стереотипная, часто с повторением одних и тех же слов и фраз, не привязанных к конкретной ситуации. Воспринимать слова собеседников трудно. Чувство юмора, понимание сарказма и прочих подобных вещей отсутствует.
- Интересы. Пациент не проявляет интереса к играм и традиционным человеческим увлечениям. Характерна странная концентрация на некоторых вещах. К примеру, ребенка с болезнью может заинтересовать не игрушечный вертолет в целом, а какая-то его отдельная часть.
- Зацикленность на отдельных темах. Очень часто аутист концентрируется на чем-то одном. Некоторые достигают в своих увлечениях высокого мастерства. Другие интересы, как правило, отсутствуют.
- Привязанность к режиму. Нарушение обыденной для аутиста обстановки может расцениваться ним в качестве угрозы и серьезной личной трагедии.
- Нарушения восприятия. Например, легкие поглаживания могут доставлять аутисту большой дискомфорт, в то время как прикосновения с существенными усилиями воспринимаются успокаивающе. Иногда они и вовсе не ощущают боли.
- Проблемы со сном и отдыхом.
Формы заболевания
Согласно 10-му пересмотру международной статистической классификации болезней (1993 г) РАС (МКБ-10 – F84) включают:- Атипичный аутизм (F1). Неоднородная диагностическая единица. Пациенты имеют некоторые области менее затронутые (лучшие социальные навыки, способности общения).
- Синдром Аспергера (F5) – «социальная дислексия». Разнородный синдром, имеющий особенности, проблемы, качественно отличные от других РАС. Интеллект при синдроме Аспергера находится в стандартном диапазоне. IQ влияет на уровень образования, навыков самообслуживания, но не является гарантированным предиктором независимой взрослой жизни.
- Дезинтегративное расстройство (F3). Регресс приобретенных навыков после периода нормального развития (по неизвестной причине).
- Первазивные нарушения развития (F8). Качество общения, социального взаимодействия, игры ухудшается. Но ухудшение не соответствует степени диагноза аутизма. Иногда нарушается область воображения.
- Синдром Ретта (F2). Генетически обусловленный синдром, сопровождающийся тяжелым неврологическим расстройством, влияющим на соматические, двигательные, психологические функции. Основные симптомы – потеря когнитивных способностей, атаксия (потеря координации движений), нарушение целевых способностей рук. Заболеваемость встречается только у женщин.
Классификация степеней тяжести
Классифицируется несколько степеней тяжести расстройства:- Легкая. Способность общения. Смущение в необычной среде. Легкая форма аутизма у взрослых характеризуется медленными движениями, речью.
- Средняя. Впечатление «отключения» человека. В отличие от легкой формы аутизма, признаки средней степени представлены способностью много говорить (особенно о хорошо изученной сфере), но слабо отвечать.
- Тяжелая. Приступы паники (вплоть до суицидальных мыслей) при посещении новых мест. Типична замена местоимений.
Диагностика
При проявлении типичных признаков у взрослого человека нужно обратиться к психиатру, чтобы получить точный диагноз. Специалист собирает анамнез и, если не удается найти контакт с больным, опрашивает близких родственников, которые могут подробно описать клинику развития. В ходе обследования необходимо провести дифференциальную диагностику с целью исключения подобных психологических заболеваний. Для определения аутизма у взрослых применяются многочисленные тесты. RAADS-R проводится также для выявления невроза, депрессии или шизофрении. Aspie Quiz. Постановка диагноза осуществляется на основе пройденного тестирования из 150 вопросов. Торонтская шкала алекситимии. Позволяет определить расстройства соматической и нервной системы под действием внешних раздражителей. SPQ. Исследование помогает исключить шизотипическое расстройство личности. EQ – проводится оценка коэффициента эмоциональности. SQ – шкала устанавливает уровень эмпатии или склонность к систематизации. Для постановки диагноза используются 2 диагностические системы:- Первая система. Диагностическое и статистическое руководство, представленное американской психиатрической ассоциацией. Сегодня доступна 4-я версия DSM-I. Подробные рекомендации содержат критерии ICD-10, особенно в исследовательской версии, с которой работает большинство европейских врачей.
- Вторая система. Сегодня чаще всего используется относительно простая шкала наблюдения CARS. (CARS) Аутизм оценивается в 15 пунктах. Фактическое обследование продолжается около 20-30 минут, общее время (вместе с оценкой) составляет 30-60 минут. Первостепенное внимание уделяется основным и второстепенным клиническим проявлениям.
Особенности лечения
Ещё по теме:
Реабилитация
Обычно аутические расстройства диагностируются еще в детстве, но бывает и иначе, когда клиническая картина стертая, пациент может жить до взрослого и даже зрелого возраста, не зная о своей психопатологической особенности. По статистике примерно трети аутистов с болезнью Аспергера никогда не ставился подобный диагноз.Незнание болезни способствует серьезным проблемам во всех сферах жизни пациента от семьи и до профессиональной деятельности. К ним зачастую относятся как к странным, психически нездоровым людям или вовсе подвергают дискриминации. Поэтому такие больные стараются избегать общества, выбирая одинокую жизнь.В специализированных учреждениях аутисты могут пройти реабилитацию, которая поможет сократить проявления тревожности, повысить внимание и концентрацию, нормализовать психофизическую форму и пр. Сюда можно отнести музыкальную терапию, гидротерапию, занятия с логопедом или театральный кружок. Чем раньше приступить к коррекции, тем выше будет социализация больного во взрослом возрасте. В спецшколах подростков совершенствуют в самообслуживании и самостоятельности действий, планировании своей деятельности, социальных умениях. Они занимаются по специальным программам вроде АВА, FLOOR TIME, RDI, система TEACH и пр. В некоторых государствах даже практикуется создание специальных квартир, где больным будут помогать опекуны, но и самостоятельности при этом пациенты лишаться не будут. Если же недуг развился в полную силу, то за таким пациентом понадобится постоянный уход родственников, поскольку на самостоятельную жизнь они не способны.
Рекомендации членам семьи аутиста
Качество жизни при подобной патологии вполне возможно повысить, если близкие будут активно участвовать в процессах адаптации аутиста к обществу. Основная роль в данных процессах отводится родителям, которые должны хорошо изучить особенности заболевания. Можно посещать центры по аутизму, для детей существуют спецшколы. Поможет и соответствующая литература, из которой семья больного узнает все тонкости построения отношений и совместного проживания с таким человеком. Вот еще несколько полезных рекомендаций:- Если аутист склонен к побегам из дома, а самостоятельно найти обратную дорогу не может, желательно прикрепить к его одежде бирку с телефоном и адресом;
- Если предстоит какая-то длительная поездка, то рекомендуется взять что-то из любимых вещей больного, что помогает ему успокоиться;
- Избегайте длинных очередей, ведь в них у аутистов часто начинается паника;
- Не стоит нарушать личное пространство больного, у него должна быть своя комната, где вещи и предметы он расставит и разложит по своему усмотрению, при этом домочадцам трогать, передвигать, переставлять, перекладывать ничего нельзя.
Можно ли получить инвалидность
Инвалидность взрослому с аутизмом, согласно действующему законодательству, положена. Для этого:- Надо обратиться по месту прописки в поликлинику, чтобы подтвердить диагноз. Обращаться можно к психиатру или неврологу.
- Доктор после обследования выдаст направление на медэкспертизу, даст рекомендации относительно дополнительных обследований и специалистов, которых нужно будет пройти.
- Когда обследование завершится, все результаты передаются доктору (психологу, психиатру), выдавшему соответствующее направление. Именно он будет заниматься подготовкой документации для комиссии.
- Осталось только прийти на МСЭ с окончательно оформленными документами.
Проблемы в обществе, жизни, социализации, образовании
При просмотре фото взрослых аутистов кажется, что они выглядят отрешенными. Это так и есть. Люди, страдающие расстройством, иногда кажутся глухими. Они имеют проблемы в общении, создают впечатление безразличия к окружающей среде, избегают зрительного контакта, пассивно реагируют на объятия, ласки, редко ищут утешения у других.Большинство аутистов не могут регулировать поведение. Это может принимать форму словесных взрывов, неконтролируемых приступов ярости. Аутисты плохо реагируют на изменения. В коллективе аутисты несчастливы. Они одиночки, живущие в своем мире. Нередкая черта – создание воображаемых друзей. Социальная нерешительность предопределяет то, как живут взрослые аутисты, осложняет отношения в сфере занятости, брака, влияет на семейные отношения.Люди с аутизмом получают базовое образование в специальных или практических школах, другие интегрируются в обычные заведения. По завершении начального образования они могут посещать различные типы учебных заведений. Некоторые люди с РАС посещают ВУЗы, но из-за проблем с социальным поведением не заканчивают учебу. Переход от учебы к работе – серьезное бремя. Без достаточной поддержки семьи или учреждений, занимающихся трудоустройством людей с ограниченными возможностями, аутисты часто остаются безработными, не имеют денег, в некоторых случаях оказываются на улице. Иногда найти работу получается в рамках программ социальной реабилитации. Источники: yandex.ru, autizmy-net.ru, prodepressiju.ru, neurodoc.ru, dolgojit.net