ТЕЛЕМЕДИЦИНСКИЕ ОЖИДАНИЯ

Телемедицинские ожидания

Российская система здравоохранения находится на раннем этапе диджитализации, в связи с чем большие компании еще не готовы включиться в эту игру ни морально, ни технологически.

Казалось бы, принятый в январе этого года, закон о телемедицине должен был выступить в качестве катализатора в развитии телекоммуникационных технологий, но пока в этой сфере работают лишь только увлеченные люди. По сравнению с зарубежными компаниями, развивающими цифровую медицину, наши корпорации заметно отстают и пока не могут даже близко подобраться к конкурентам. Приблизиться к западным коллегам придется, но пока непонятно как именно будет происходить прорыв в области развития телемедицинских услуг.

«Принятие закона о телемедицине – однозначно хорошо. Эта инициатива должна подтолкнуть многие компании к развитию собственных платформ и сервисов по оказанию виртуальных медицинских услуг. Цифровая медицина должна развиваться прежде всего потому что это удобно», - считает менеджер по развитию бизнеса компании КРОК Алексей Чувилин.

Почва для того, чтобы телемедицина в России развивалась хорошо уже подготовлена. У нас в стране почти везде есть интернет-связь, люди стали больше ценить свое время и стремиться не транжирить его без острой на то необходимости. Люди покупают продукты, одежду, музыку и книги в интернете, почему там же не покупать и консультации у врачей?

Развитие телекоммуникационных технологий выгодно не только пользователям, которые будут экономить свое время и деньги, но также и для медицинских учреждений. Клиники могут за счет виртуальных консультаций значительно расширить спектр оказываемых ими услуг, повысить лояльность своих клиентов и получить дополнительную статью доходов. В скором будущем ожидается, что телемедицина повсеместно войдет в пакет страховых услуг и тогда эта область цифровой медицины станет развиваться еще быстрее.

Но эксперты все-таки не склонны разделять такой положительный взгляд на ситуацию с виртуальным оказанием медицинских услуг.

 

Законопроект позволил всей медицинской информации свободно циркулировать в интернет-пространстве. Пользователю не стоит никаких усилий отправить данные о своем здоровье врачу и получить от него исчерпывающий ответ. Но пока это только первые подвижки на большом пути развития виртуальной медицины, еще пройдет немало лет прежде чем мы сможем увидеть реальные успехи компаний на этом поприще.

 

Дмитрий Домарев (директор по развитию бизнеса DocDoc) говорит, что пока все телемедицинские сервисы представляют собой всего лишь имиджевые проекты отдельно взятых компаний. К настоящей телемедицине подобные сервисы имеют мало отношения: просто гигантские корпорации поспешили разделить рынок и занять все пустующие ниши.

Сейчас уже видно, что появляется понимание стратегии развития этого перспективного направления, компании объединяются и создают удачные коллаборации и готовят новые технологические фишки для привлечения клиентов. Уже все более активно ведутся разговоры о включении виртуальных медицинских услуг в пакет ОМС и ДМС.

Почему же не произошло ожидаемого после принятия закона прорыва в области цифровой медицины?

- Во-первых, компаниям и системе здравоохранения необходимо время, чтобы приспособиться к новым реалиям и взять курс на неизвестную отрасль.

- Во-вторых, закон имеет множество белых пятен и дыр, что не добавляет энтузиазма у владельцев компаний, желающих запустить свой продукт и сделать его успешным. Многие пункты законопроекта нуждаются в доработке.

- В-третьих, государству нужно немало времени, чтобы встать на рельсы диджитализации и активно поддерживать телемедицину и виртуальные медицинские учреждения.

Есть ли от телемедицины польза и если есть, то для кого?

Компания МТС совместно с НИУ ВШЭ проводила исследование в ходе которого было выяснено, что более 80% россиян хотят и готовы обратиться за консультацией к виртуальному специалисту. Более 97% респондентов хотели бы получать на личную почту рекомендации специалиста, результаты анализов и остальные официальные документы.

 

Генеральный директор лабораторной службы «Хеликс» Юрий Андрейчук считает, что у основного большинства пользователей нет в голове четкого понимания телемедицинских услуг и цифровой медицины в целом. Для них это просто возможность получить скорую помощь в экстренной ситуации, но не более того.

 

Действительно оценить все преимущества использования виртуальных медицинских услуг смогут пациенты с хроническими заболеваниями. Им не придется каждый раз ездить в больницу для того, чтобы пройти рутинные обследования. Доктор будет регулярно получать информацию о состоянии клиента и вовремя корректировать его лечения дабы не допустить кризиса.

На Западе телемедицина приобрела такую большую популярность по большей части из-за того, что цифровые технологии помогают пользователям попасть за несколько секунд на прием к врачу, который проведет осмотр и оценит критичность состояния. Стоит заметить, что за один вызов скорой в США приходится платить очень приличную сумму. Опытные врачи почти не ошибаются вне зависимости от того, каким образом проходит их прием.

Где изыскать финансы?

Ни одна компания не запускает бизнес-процессы себе в убыток. На территории РФ развитие телемедицинских услуг благодатное дело. У нас имеются огромные территории, на которых неравномерно распределены населенные пункты. Многие из них находятся в отдалении от цивилизации и не имеют доступа к профильным врачам, а иногда даже и к терапевту. Только в центральных регионах наблюдается высокий уровень развития услуг, а в остальных областях с радостью примут сервисы по предоставлению качественных услуг в сфере здравоохранения.

 

Недавно компания МТС вместе с сетью клиник «Медси» запустила свой онлайн-сервис по получению онлайн-консультаций у специалистов. Платформа должна помочь сделать медицинскую помощь доступнее и лучше, ведь это актуально на территории всей страны. Подобное обилие специалистов станет в диковинку жителям отдаленных районов, привыкшим общаться только с терапевтом и парой тройкой узких специалистов.

 

В крупных городах телемедицинские сервисы помогут сэкономить время, и обойтись без поездки в клинику. Пациенту необходимо будет лишь пару минут пообщаться с врачом, для того, чтобы он проверил состояние здоровья и решил стоит ли продолжать лечение. Помимо экономии времени благодаря телемедицине можно не только экономить свое время, но и также предотвратить самолечение у больных. Доказано, что пациенты, которые регулярно общаются по видеосвязи с врачом более ответственно подходят к вопросу о своем здоровье и лучше выполняют предписания.

Вопрос с финансовой выгодой также может стать условием начала роста телемедицины, ведь в последнее время видно, что рынок перешел в стадию застоя. По данным обзора «Анализ рынка медицинских услуг в России» BusinessStat за 2017 год рост рынка составил всего 0,4 процента, даже по сравнению с 2016 годом. Прогнозы на 2015 год также не отличаются большим оптимизмом.

Выше мы разобрали каким образом телемедицина поможет пациентам, врачам, бизнесу, а чем же эта отрасль может помочь государству? Получается, что при регулярном прохождении виртуальных консультаций люди будут больше осведомлены о своем здоровье, что приведет к уменьшению количества больных в клиниках. Такой сценарий уже заработал на территории США, у которой гораздо длительный опыт использования цифровой медицины. Так, например, в Штатах уже сейчас уменьшено количество посещений больницы больными диабетом на 58%.

 

В зарубежных странах телемедицинские сервисы давно уже стали прибыльными предприятиями, к которым все хотят приобщиться. Такие огромные корпорации как Teladoc наращивают в год не менее 90% прибыли. И подобный нарост финансов происходит даже с тем условием, что компания тратит миллионы на рекламу и продвижение.

 

На российском рынке можно выделить несколько компаний, которые активно вкладываются в свой рост и готовы со временем повторить историю успеха Teladoc. К одним из главных игроков рынка можно отнести операторов мобильной связи МТС и Мегафон, запустившие свои собственные приложения по оказанию удаленных медицинских услуг.

По оценкам специалистов за пять лет от 2018 до 2023 годов российская цифровая медицина должна будет совершить скачок в развитии и перейти к объемам рынка от 18 к 68 миллиардам рублей.

Кто может позволить себе сервисы по телемедицине?

Одним из интересных вопросов является то, что на рынке почти не появляется стартапов и молодых компаний со своими оригинальными, свежими идеями. Ведь по сути цифровая медицина дает огромный простор для разработок и внедрения новых технологий. Проблема в том, что на начальном этапе разработка платформы и ее продвижение стоит огромных денежных затрат. Такие астрономические суммы по плечу только гигантским корпорациям.

Большие компании изыскивали средства на развитие платформ и до принятия закона в 2018 года, и еще более быстрыми темпами - после его принятия. Такой скудный список компаний, представленных на рынке не дает развиваться более жесткой конкуренции, являющейся по сути двигателем бизнеса.

 

Юрий Андрейчук считает, что пока нет стандартных решений для организации сервиса и компаниям приходится делать собственные разработки, тратя на это огромные деньги не стоит говорить о быстром росте области. Если компания хочет сделать конкурентоспособный продукт с уникальными фишками, то ей придется потратить на разработку не один миллион рублей, поэтому позволить себе обладать сервисом может далеко не каждый желающий.

 

Уменьшить траты на создание платформы могут только облачные решения, предлагаемые компаниями-провайдерами. IT-компании активно работают над созданием таких решений, так как в последние годы отметился большой рост запросов на создание телемедицинских приложений.

Компания не должна создавать никаких новых технологий и инфраструктур, так как провайдер предлагает уже готовое решение. Владельцам сервиса необходимо будет оплачивать определенную сумму каждый месяц на покрытие абонентских расходов и для получения технической поддержки. Тем самым компания избавляет себя от поиска IT-специалистов для оказания поддержки проекту.

Еще одним плюсом является то, что компании-провайдеры помогают синхронизировать все внутренние процессы компании с новым сервисом, что позволяет практически сразу начинать работу.

Помимо медленного развития сервисов еще существует проблема с неподготовленными кадрами. Многие врачи не могут быстро настроиться на онлайн-консультации, им приходится проходить специальное обучение, изучать нюансы консультации сети, знакомиться с оборудованием. Начать сразу эффективно работать могут только те специалисты, которые еще во время обучения получали знания о цифровой медицине и работы в виртуальных поликлиниках. В России только в этом году начали обучать телемедицине в университетах, поэтому говорить о подготовленных кадрах мы сможем только через пять лет.

Стремление к новому типу медицины

Даже несмотря на то, что область цифровой медицины не дала ожидаемого бурного роста, эксперты оценивают ситуацию положительно. Развитие телемедицины со временем приведет к развитию идеи 4P-медицины будущего (прогноз, профилактика, персонализация, личное участие).

 

Развитие 4P-медицины позволит сделать систему здравоохранения более эффективной, персонализированной и экономически стабильной.

 

Весь мир стремится экономить свое время, но в то же время не в ущерб здоровью. Поэтому так ценятся качественные медицинские сервисы, позволяющие получать качественную врачебную помощь на расстоянии. Если в зарубежных странах цифровая медицина возведена в одну степень с традиционной и получает повсеместную поддержку от государства, то в нашей стране пока все строится на голом энтузиазме компаний.

В ближайшие годы определится направление, в котором будет развиваться телемедицина и нам остается только следить за внедрением новых технологий и сервисов.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Задать вопрос

Оставьте свое сообщение и контакты для связи.
Мы с вами обязательно свяжемся.