ТЕЛЕМЕДИЦИНА И РОССИЙСКОЕ ПРАВО

Какие поправки должны быть внесены в Закон о телемедицине, чтобы он начал действовать

Как известно, с января 2018 года на территории Российской Федерации начал работать Закон о телемедицине. Практикующие врачи могут проводить приемы посредством онлайн-консультаций, но ставить диагнозы и делать назначения законодательство им запрещает. Почва для развития телемедицины в России подготовлена, теперь осталось только внести поправки в закон, чтобы в дальнейшем получать полноценные услуги виртуальной медицины.


Закон принят, а что дальше?

Крупные компании, по типу Apple уже начали встраивать в свои гаджеты функционал, помогающий отслеживать неполадки со здоровьем пользователя. Но в наших реалиях подобные технологии пока никак не применимы, хотя бы потому, что у нас нет работающих сервисов для отправки полученных данных специалисту. И все технические новинки, успешно работающие в западных странах не первый год, в нашей стране не могут найти себе надежную платформу для реализации.

Если на мгновение допустить, что пользователь нашел способ отправить информацию своему врачу, то последний, не имеет права высказывать своих мыслей по поводу проблем со здоровьем без личной встречи с пациентом.

То есть, принятый недавно закон, по сути ничего не изменил в сфере телемедицины и не дал ей возможности действовать свободнее. В том случае, если закон не будет пересмотрен, для клиентов пропадает привлекательность этого сервиса, хотя бы потому, что никакого руководства к действию от специалиста они не получают. Пользователь будет считать, что только зря потратил деньги и время и не получил никакой конкретной информации о своем состоянии.

Если закон запрещает диагностику заболевания и его лечение, то как быть с уже давно работающими схемами консультаций, размещенными в интернете?

Одним из наиболее ярких примеров можно считать сообщество «Найди своего доктора» в социальной сети Facebook. В этой группе насчитывается более 47 тысяч участников, которые в полной мере использую сеть для того, чтобы найти профильных врачей и получить услугу консультации онлайн.

Их не смущает тот факт, что врач не может дать официальное заключение, или выписать рецепт для получения лекарств, главное, получить помощь, а документальное сопровождение может и не понадобится вовсе.

Сооснователь группы Михаил Генин говорит, что принятие закона никоим образом не изменило ситуацию с телемедициной в целом. Как не было возможности делать диагностику состояния, так ее до сих пор и нет.

Люди, которые предпочитают не ждать действий со стороны государства, объединяются в подобные группы с целью получить помощь здесь и сейчас, а не через неопределенное количество лет, когда закон будет приведен в надлежащий вид.

Разработчики сообщества думали на тему монетизации своего проекта, видя каким большим спросом пользуется их детище, но так и не смогли придумать каким образом организовать этот бизнес. Они продолжают улучшать группу, внедрять в нее новые технические фишки, как, например, бот для подбора врача.

Заместитель генерального директора компании "Ай-ФОРС" Дарья Голосова рассказывает, что после принятия закона в 2018 году, телемедицина приобрела официальный статус. Врачи получили возможность консультировать пациентов по видеосвязи, эту услугу и развивают крупные компании по типу Яндекса и TrueConf. Какими бы большими плюсами не обладали приложения по виртуальному консультированию, всю их привлекательность для клиента перечеркивает один большой минус: невозможность поставить диагноз, без проведения первичного осмотра.

Сейчас идут разговоры, что только с января 2019 года у врачей появится законное право проводить полноценные приемы с выдачей официального заключения клиенту.

"Ай-ФОРС создала собственную платформу медицинской помощи RemsMed, аналогов, которой почти нет в нашей стране. Чтобы это приложение смогло начать работать в полную силу, и показать весь скрытый в нем потенциал, нужно дождаться внесения изменений в закон о телемедицине и уже тогда выходить на рынок. Пока сервис находится в стадии доработки и улучшения функционала.

Руководитель платформы «Яндекс. Здоровье», делится своим мнением по поводу происходящих вокруг закона событий.Главное, что сейчас телемедицина вышла из тени и приобрела свое правовое поле отношений. Мы получили возможность не просто быть сервисом по консультации, а со временем превратиться в серьезную медицинскую компанию со своей виртуальной клиникой», - говорит Григорий Бакунов.

Уже сейчас приложение от Яндекса получило широкую известность и пользуется спросом у пользователей. В день проводится тысячи консультаций докторами, в более чем десяти профессиональных направлениях.

Лидерами по популярности мобильной медицины являются врачи аллергологи и гинекологи.

Пациентам проще доверять свои личные проблемы специалисту, если он находится от него на расстоянии. Все в онлайн-медицине «Яндекс. Здоровье» отлажено и сделано для людей, но отсутствие возможности проводить полноценный прием, не находит понимания у клиентов. Естественно, нет и речи о том, чтобы перенести всю медицину в область виртуальной реальности и упразднить поликлиники. Есть ряд хронических и тяжелых заболеваний, которые должны быть под контролем специалиста. Но если посмотреть на опыт других стран, то четверть посещений врача у них приходится именно на онлайн-прием. И нельзя сказать, что медицина с появлением виртуальных сервисов много чего потеряла, скорее наоборот.

Опыт зарубежных стран

Екатерина Андреева (руководитель пресс-службы компании «Техносерв») говорит, что телемедицина уже достаточно давно активно используется на западном рынке медицинских услуг. Особенно популярен сервис среди отдаленных общин и населенных пунктов, где сложно найти квалифицированного специалиста.

По самым скромным прогнозам, к 2021 году рынок телемедицины перешагнет цифру 55,1 млрд долларов. Кажется, что это нереальная сумма, но уже сейчас доходы от виртуальных консультаций исчисляются миллиардами долларов. И это только начало.

Преимущество телекоммуникационных услуг заключается еще и в том, что они помогают сэкономить огромные суммы на охрану здоровья.

Екатерина Андреева в качестве примера приводит приложение American Well, масштабный сервис, подключиться к которому может любой госпиталь или медицинский центр и под своим брендом оказывать помощь нуждающимся.

Или стоит отметить один из перспективных стартапов, носящих название "Uber of doctors».

В США услуги за транспортировку в клинику и вызов скорой медицинской помощи стоят очень дорого. Люди не могут определиться вызвать им специалистов, или состояние здоровья не требует срочной госпитализации. Именно для таких нерешительных людей и был создан сервис. Программа поможет принять верное решение по такому серьезному вопросу.

Еще один стартап, под названием «Sensely» осуществляет контроль за клиентом уже после того, как он покинул стены клиники. Особенно актуален такой сервис будет для больных с хроническими заболеваниями или нестабильным состоянием здоровья на момент выхода из больницы. Программа напоминает о назначениях доктора и следит за их точным исполнением.

Представитель PwC Дмитрий Яковлев рассказывает о масштабном развитии программ связанных с электронной медициной. Все крупные города мира уже подключены к телемедицинским услугам и продолжают только наращивать темп в распространении виртуальной медицины.

России необходимо разработать ряд важных пунктов для того, чтобы увидеть эффект от телемедицинского закона. В первую очередь, утвердить тарифы для ОМС по оказанию телемедицинских услуг, а также распространить данные виды виртуальной помощи в региональные программы госгарантий.

Остается надеяться, что в период с 2018 по 2019 годы все нормативные акты будут приведены в надлежащий вид и недопониманий между поставщиками услуг и государством не останется.

Один из важных вопросов, который предстоит решить государственным и частным медицинским учреждением: создавать ли собственные виртуальные сервисы или покупать готовый продукт у провайдеров и настраивать его под свои нужды.

Процесс создания с нуля виртуального сервиса очень затратное дело по части ресурсов и выделения специалистов. Провайдеры за определенную плату предоставляют весь пакет услуг по поддержанию платформы в рабочем состоянии. Заиметь свой ресурс смогут лишь учреждения с большим штатом сотрудников и возможностью выделить немалые финансы на разработку платформы.

Не ясен пока вопрос и с тем, как и где будут храниться персональные данные клиентов. Защита всех данных клиентов, является одной из главных задач любого сервиса, неважно принадлежит он маленькой частной клинике или большой государственной больнице.

Государство должно принимать активное участие во внедрение новых технологий в области медицины, обеспечивать им надежное правовое поле и помогать распространяться, прежде всего, по малонаселенным и труднодоступным местам, куда обычная медицина пока не может добраться.

В принятом законе еще существует множество белых пятен: нет понимания где должен находится специалист во время консультации и должно ли его местонахождение быть регламентировано, также нигде не указано каким образом пациент будет осуществлять аутентификацию, и как проводить анонимные консультации. Вопросов еще очень много, закон сырой и требует большого количества доработок, для того, чтобы со временем он начал действовать в том ключе, который подразумевался изначально.

По материалам

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Задать вопрос

Оставьте свое сообщение и контакты для связи.
Мы с вами обязательно свяжемся.