ТЕЛЕМЕДИЦИНА - ИНТЕГРАЦИЯ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

Телемедицина - интеграция и взаимодействие

Опыт интеграции

Последние два года были богаты на законы, легализовавшие и регламентировавшие дистанционные медицинское обслуживание. Наблюдается активная деятельность разработчиков, возникают операторские сервисы. А как отреагировали государственные медицинские организации, которые традиционно отличает высшая степень консерватизма?

Общая цель, повышение доступности и качества медицинского обслуживания для любого гражданина огромной страны, где бы он не проживал, объединяет действия программистов, медиков и специалистов связи. Для одних это привычный бизнес, для других государственная служба, на пересечении интересов находятся IT-платформы для медицинских удаленных консультаций.

Государственным лечебным учреждениям внедрение телемедицины позволит оптимизировать свои затраты, сократить расходование бюджетных средств, перенаправить их для увеличения охвата пациентов, сократить временные затраты квалифицированных, дефицитных специалистов. А для граждан это возможность попасть к специалисту, очный прием с которым был практически невозможен. Интересен опыт внедрения телемедицинских технологий на конкретных примерах. На 14-ом Международном Форуме  Medsoft-2018 руководители двух ведущих медицинских центров страны поделились опытом, проблемами, решениями и результатами. 

Опыт Санкт-Петербургских медиков

Для того, чтобы понимать масштабы деятельности ПСПбГМУ приведу цифру: порядка трехсот операций в год по трансплантации костного мозга проводят специалисты этого лечебного учреждения. После операции все пациенты в обязательном порядке регулярно наблюдаться лечащим врачом. Это огромная нагрузка на врачей, это ограничения и регулярные финансовые затраты на поездки для пациентов. В университете решили, что внедрение телемедицинских технологий, существенно изменит ситуацию. Важно при этом не снизить качество услуг. Для решения этих задач руководство решило создать Центр телемедицинских консультаций. 

Коробенков Е.А., начальник управления информационно-технического обеспечения ПСПбГМУ им. акад. И.П. Павлова, рассказал участникам Форума, что они нашли техническое решение для удаленного обслуживания пациентов. Сейчас проект находится на стадии тестирования. Сервис использует платформу qMS.  Пользователям (пациентам, врачам и клинике) будут доступны три формата взаимодействия:

  • Пациент- ЛУ;
  • Пациент-врач;
  • ЛУ- врач.

Каждый формат предоставляет разную информацию. Настраивать доступ можно лично. В личном кабинете, где пациент взаимодействует с лечебным учреждением выкладывается информация его электронной истории болезни. Здесь можно подгрузить результаты лабораторных исследований, он может посмотреть доступные опции, тут же записаться на очную или дистанционную консультацию.

Для удаленной консультации необходимо перейти в другой сервис, где система попросит заполнить составленный доктором опросник. Этот сервис позволяет загрузить пациенту файлы, предоставленные другими докторами, полученные из других ЛУ.

Сервис требует возможности выхода в интернет и доступ к сайту, либо загрузить приложение на Android.

Для контакта врачей и ЛУ разработан личный кабинет, который поддерживает обмен видео-, текстовыми файлами, предоставляет  доступ к документам, которые можно редактировать.

Сейчас новая система успешно проходит тестирование в отделении скорой помощи. Пока она используется для удаленного доступа к врачам-специалистам для оценки состояния поступающих больных. По словам Евгения, схема подключения новых пациентов уже отработана:

1. В ЛУ, во время очного визита, пациент подписывает добровольное согласие на обработку персональных данных.

2. Обязательно проводит очную консультацию с лечащим врачом, который ставит диагноз.

3. Получает доступ в личный кабинет.

4. Входит в личный кабинет и получает возможность консультироваться удаленно.

Что касается пациентов, которые ранее проходили лечение в клинике, и которым уже поставлен диагноз очно, их внесут в систему ДМВ заочно.

Опыт московской клиники

НМЦХ им. Н.И. Пирогова Минздрава России известен по всей стране. Сюда едут лечиться из регионов. Более 60% всех пациентов – люди издалека. Ежегодно здесь проводится 25 тыс. операций, регистрируется свыше полмиллиона личных посещений. Больше половины – пациенты из регионов России.

Замятин М.В., заместитель генерального директора Пироговского Центра по лечебным и научно образовательным вопросам,
рассказал, что телемедицинские сервисы помогут решить целый ряд проблем:

  • оптимизировать процесс отбора пациентов,
  • лучше подготовиться к медицинским манипуляциям,
  • облегчить подготовку нашим специалистам,
  • продолжить лечение пациентов после выписки из стационара,
  • проводить медицинскую реабилитацию.  

В Пироговке посчитали принципиально важным  построение системы, отвечающую требованиям Законов и Постановлений. Поэтому большое внимание уделялось идентификации пользователей, сохранности персональных данных, вопросам безопасной передачи информации.

В Пироговском Центре провели тестирование нескольких систем, после чего остановились на системе видеоконференций (ВКС) для телемедицинских консультаций. Для интеграции новой ВКС с МИС НМЦХ им. Н.И. Пирогова потребовалось немного доработать последнюю. 

Все общение и обмен информацией осуществляется из личного кабинета. В нем предусмотрены информационные сервисы и видеоконсультации. Но получить услугу дистанционного взаимодействия с врачом можно после очного посещения Центра, подписав информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство с применением телемедицинских технологий, разрешив доступ к персональным данным по открытым каналам связи. Пациенты, должны быть пользователями портала Госуслуг. Именно этот портал подтверждает усиленную квалифицированную электронную подпись. После чего можно заключить Договор о дистанционном обслуживании. Только соблюдение всех условий позволяет пациентам получить доступ к Личному кабинету. 

Пройдя все стадии оформления, получив доступ в кабинет, пользователь должен пройти процедуру идентификации и аутентификации. После авторизации, он может готовиться к удаленному приему у доктора. Надо заранее ответить на вопросы  анкеты, подгрузить медицинские документы, снимки и другие файлы.  

Телемедицина - интеграция и взаимодействие

Такую же процедуру должен пройти и врач, консультирующий удаленно. Через Единую систему идентификации и аутентификации он входит в свой виртуальный кабинет. Такой кабинет уже был создан ранее в рамках МИС. Врачи уже привыкли работать, использую цифровые сервисы. Теперь в Личном кабинете врача появился новый компонент: кнопка «Телемедицина». Чтобы запустить видеосвязь оба участника долдны на нее нажать. В режиме тестирования в Пироговке определили, что врачу надо иметь два монитора, так как на одном удобно видеть пациента, а на другом – изучать материалы и документы, работать с ними, писать заключения. Все созданные врачом документы заверяются усиленной квалифицированной электронной цифровой подписью и загружаются в личный кабинет пациента. С какими же проблемами столкнулись столичные медики?  Во-первых, существенные затраты на приобретение  усиленных квалифицированных электронных подписей, программного обеспечения для большого количества сотрудников, которые работают в Центре. Можно, конечно, ограничить круг специалистов, которым можно доверить телемедицинские консультации. Во-вторых, требование хранить материалы телемедицинских консультаций в течение года существенно увеличивает потребность в оборудовании. Видеофайл с записью одной телемедицинской консультации занимает сотни мегабайт, а в крупном столичном центре таких файлов тысячи. Поэтому пока не решены эти проблемы телемедицинские технологии применяются ограниченно, в тестовом режиме. Отработаны телеконсультации между врачами при отборе пациентов на операцию, и для дистанционной реабилитации пациентов после операций. Отчасти используются технологии удаленного доступа между специалистами внутри Центра для постановки диагноза по результатам диагностических исследований. 

Итог

Требования Законов и Приказов Минздрава России выполнить можно, но довольрно сложно и трудозатратно. Поэтому создание собственных телемедицинских сервисов возможно на базе крупных медицинских организациях, имеющих собственные ИТ-подразделения. Лечебным учреждениям меньшего масштаба и не обладающим кадровыми ресурсами можно вступать в сотрудничество с разработчиками моделей white lable и/или как облачное решение.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Задать вопрос

Оставьте свое сообщение и контакты для связи.
Мы с вами обязательно свяжемся.