ТЕЛЕМЕДИЦИНА — ЧТО О НЕЙ НАДО ЗНАТЬ?

Термин телемедицина (цифровая медицина, дистанционная медицина, домашняя медицина, удаленная медицина) еще не сформировался окончательно так как развитие данного понятия напрямую связанно с научно-технических прогрессом и законодательством различных стран
Телемедицина - цифровая медицина, дистанционная медицина, домашняя медицина, удаленная медицина

Что такое телемедицина и для чего она нужна?

Термин телемедицина (цифровая медицина, дистанционная медицина, домашняя медицина, удаленная медицина) еще не сформировался окончательно так как развитие данного понятия напрямую связанно с научно-технических прогрессом и законодательством различных стран. А персективы весьма радужные -Помните Тони Старка из Железного Человека, который используя ИИ в виртуальном пространстве моделировал разговоры с родителями, демонстрируя миру возможное будущее психиатрии? Или Звездный Путь, где виртуальный доктор мог проводить сложнейшие операции?

В Российском праве «телемедицина» определена как «медицинская помощь с применением телемедицинских технологий», а «телемедицинские технологии - информационные технологии, обеспечивающие дистанционное взаимодействие медицинских работников между собой, с пациентами и (или) их законными представителями, идентификацию и аутентификацию указанных лиц, документирование совершаемых ими действий при проведении консилиумов, консультаций, дистанционного медицинского наблюдения за состоянием здоровья пациента. (п. 22 введен Федеральным законом от 29.07.2017 N 242-ФЗ) Закон говорит, что «Применение телемедицинских технологий при оказании медицинской помощи осуществляется с соблюдением требований, установленных законодательством Российской Федерации в области персональных данных, и соблюдением врачебной тайны».*

Телемедицина - перспективный раздел медицинской практики

По широкому мнению, телемедицина – это раздел медицины, базирующийся на использовании современного коммуникационного оборудования и программного обеспечения для реализации дистанционной медицинской помощи населению в видео, аудио, текстовом и виртуальном формате.

Википедия, приводит определение ВОЗ (в области телемедицины) и предлагает следующую дефиницию термина: «Телемедицина— это предоставление услуг здравоохранения в условиях, когда расстояние является критическим фактором, работниками здравоохранения, использующими информационно-коммуникационные технологии для обмена необходимой информацией в целях диагностики, лечения и профилактики заболеваний и травм, проведения исследований и оценок, а также для непрерывного образования медицинских работников в интересах улучшения здоровья населения и развития местных сообществ».

*Примечание:

На данном этапе развития российского медицинского законодательства дистанционная консультация с доктором возможна только после визита пациента на личный осмотр в кабинет врача.

Этапы становления телемедицины

  • Первая половина XX века:
    • В первой половине XX начинают проводиться консультации с помощью телеграфа;
  • Вторая половина XX века:
    • 1959 год. В США (Небраска) для студентов провели дистанционное знакомство с пациентами неврологического отделения. Тогда же произошла первая передача медицинского документа - рентгенограмма легких была транслирована из Америки в Канаду;
    • 1965 год. Прошла первая межконтинентальную кардиологическая видеоконференция, в рамках которой обсуждали процесс установки искусственного сердца;
    • 1974 год. Термин «телемедицина» начинает фигурировать в официальных источниках и постепенно входит в оборот. Через некоторое время в NASA (США), были спроектированы и построены экспериментальные мобильные медицинские станции (созданные на основе опыта консультирования через телеграф), тестировавшие дистанционную медицинскую помощь в сельских поселениях;
    • 1980 – е годы. Западным сообществом начинают приниматься первые телемедицинские программы, создаются информационные базы данных хранящие данные методах, методиках и донорах органов;
    • 1989 год. Американская компания MedPhone Corporation запустила новый проект — первую интерактивную систему, созданную для дистанционной диагностики и лечения больных, которым требовалась сердечная реанимация;
  • В XXI веке:
    • Сегодня телемедицина стала неотъемлемой частью работы медицинских учреждений различного типа, а также применяется для консультирования пациентов на дому и в офисе. Для этого разработаны приложения, позволяющие в режиме двусторонней видеосвязи решать проблемы пациентов. Благодаря телемедицине ранняя диагностика и лечение многих заболеваний вышли на принципиально иной уровень. По всему миру запущены и развиваются сотни телемедицинских проектов – клинических,образовательных, информационных и аналитических;

Кто пользуется телемедициной?

Участниками коммуникацинного процесса являются:

  • Пациенты бюджетных и платных медицинских учреждений;
  • Студенты медицинских колледжей, ВУЗов и медицинские работники повышающие квалификацию;
  • Ученные медицинских, ветеринарных, фармацевтических, химических, биологических и других смежных специальностей;
  • Администрация поликлиник, больниц, госпиталей, платных медицинских учреждений;
  • Врачи и младшие медицинские сотрудники со всего мира;
  • Медицинские и фармацевтические организации;
  • Специализированные государственные органы;
  • Страховые компании;

Возможности медицины использующей "теле" методы

Каковы возможности и задачи телемедицины?

  • Субъекты дистанционной коммуникации:
    • Врач – врач — медицинский персонал между собой;
    • Врач – пациент — медицинский персонал и пациенты (или их законные представители);
    • Врач – администратор— медицинский персонал и административные органы;
    • Врач – студент— медицинский персонал и лица, проходящие обучение;
    • Врач – ученый — медицинский персонал и ученные;
    • Врач / пациент – поставщики — участники телемедицинского процесса и поставщики товаров, услуг и сервисов для здравоохранения;
  • Перспективные направления
    • Административные:
      • Регистрация, идентификация и аутентификация пациентов, врачей, администраторов;
      • Передача, обмен, хранение медицинских документов и баз данных;
      • Консультирование пациентов, врачей, администраторов, ученных;
      • Контроль за медицинской деятельностью специалистов;
      • Документирование действий специалистов;
    • Лечебные:
      • Профилактика заболеваний;
      • Мониторинг жизненных показателей пациентов;
      • Дистанционная диагностика состояния здоровья пациентов;
      • Дистанционная постановка диагноза;
      • Назначение лекарственных средств;
      • Назначение и расшифровка анализов;
      • Назначение курса лечения;
      • Удаленное проведение медицинских операций;
      • Наблюдение и контроль за лечением пациентов;
      • Наблюдение в постоперационный стационарный период;
      • Наблюдение за пациентом на дому;
      • Получение «второго» мнение от докторов со всего мира;
    • Общественные:
      • Развивитие медицинские и фармацевтические технологии;
      • Обеспечение совершенствования и создания инновационного медицинского оборудования;
      • Обучение студентов медицинских ВУЗов у ведущих специалистов;
      • Повышение компетенции и квалификацию врачей и ученных;
      • Улучшение коммуникации внутри медицинского сообщества;
      • Развитие коммуникации и диалога медицинского сообщества с гражданами;
      • Уменьшение социального напряжение в зонах катастроф и конфликтов;

Использование дистанционной домашней медицины

Какова область применения телемедицины?

  • Повышение эффективности лечения;
  • Обеспечение доступа к узкоспециализированным квалифицированным медицинским специалистам для жителей удаленных сельских районов;
  • Увеличение вовлеченности пациента в коммуникацию с доктором;
  • Увеличение удовлетворенности пациента процессом диагностики и лечения;
  • Повышение удобства и комфорта пациента от медицинских процедур;
  • Уменьшить нехватку и перераспределить медицинские ресурсы;
  • Снижение количества экстренных визитов в отделения неотложной помощи;
  • Улучшение качества «домашнего» лечения, снижение уровня рецидивов и повторных госпитализаций;
  • Уменьшение стоимости услуг здравоохранения для частного потребителя;
  • Обеспечение легкого круглосуточного доступа к докторам со всего света;
  • Уменьшение врачебных ошибок, повышение эффективности работы специалистов;
  • Помочь при реабилитации пациентов;

Какие коммуникации использует телемедицина?

  • Для коммуникации врач-пациент:
    • Телефонный разговор со специалистом;
    • Отправка сообщения в формате «SMS» и «MMS» доктору;
    • Вопросы на медицинских сайтах и форумах;
    • Чат с врачом на сайте или в приложении:
      • Текстовые сообщения;
      • Медиа сообщения:
        • Аудио сообщения;
        • Видео сообщения;
    • Видео чат на сайте или в мобильном приложении;
    • Запись к врачу через информационную систему;
    • Кнопка экстренного вызова медицинской помощи ;
    • Резервирование сопутствующих услуг через онлайн сервисы:
      • Бронирование и заказ лекарств;
      • Запись на сдачу медицинских анализов;
      • Бронирование палат и коек в больницах;
  • Для коммуникации врач – врач, администратор, ученый, студент:
    • Обучение медицине, координирование операций и обеспечения эффекта присутствия с использованием систем дополненной реальности;
    • Моделирование 3D визуализаций медицинских ситуаций, событий, интерьеров;
    • Полное погружение в виртуальную реальность;

Какие есть законы о телемедицине?

Телемедицина в законодательстве России

Телемедицину в Российской Федерации регулируют:

Возможности телемедицины в России*:

  • Консультация после приема у врача;
  • Хранение и обмен электронных документов:
    • Талоны на запись к доктору;
    • Рецепт на лекарства, в том числе наркотические и психотропные вещества;
    • Справки и рецепты на медицинские изделия;
    • Документы, "отражающие состояние здоровья пациента;
    • Выписки из историй болезни;
*Получить электронные услуги может пациент или его законный представитель.

Какие факоторы мешают развитию телемедицины?

  • Социальные причины:
    • Недостаток квалифицированных лиц, способных работать в телемедицинской парадигме;
    • Недоверие к онлайн-сервисам со стороны пациентов;
    • Открытый вопрос об обеспечении секретности передачи медицинских данных пациентов;
    • Сопротивление консервативных «традиционных» специалистов;
    • Разница в часовых поясах;
  • Политические причины:
    • Отсутствие четко сформулированной нормативной базы для дистанционных консультаций;
    • Отсутствие полной законодательной базы для дополнительных сервисов;
    • Медленное принятие и развитие инновационных законов;
  • Технологические причины:
    • Несовершенство мобильных и веб сервисов;
    • Несовместимость между различными устройствами и их системами;
    • Дороговизна профессионального телемедицинского оборудования;
    • Отсутствие всеобъемлющей информационной медицинской инфраструктуры;
  • Экономические причины:
    • Стоимость онлайн консультации сравнимая с очным приёмом;
    • Оплата «теле» услуг не входит в большинство страховых полисов ДМС и ОМС;

Телемедицинские сервисы в России

  • «ДокДок» (DocDoc)
  • «ОнДок» (OnDoc)
  • «ТелемедХелп» (Telemed.help)
  • «СмартМед» (SmartMed)
  • «Яндекс.Здоровье» (Yandex.Health)
  • «Онлайн-Доктор» (Педиатр 24/7)
  • «ДокПлюс» (Doc+)
  • «Докис» (Doctis)
  • «МедАбаутМи» (MedAboutMe)
  • «МедБокс» (Medbox)
  • «Капсула» (Qapsula)

Видео о телемедицине

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Задать вопрос

Оставьте свое сообщение и контакты для связи.
Мы с вами обязательно свяжемся.