АКТУАЛЬНОЕ ИТ ДЛЯ НЕЙРОХИРУРГИИ

Как развивается главный центр нейрохирургии страны

Центр нейрохирургии им. Н. Н. Бурденко является одним из крупнейших в мире учреждением, оказывающим помощь пациентам с заболеваниями центральной и периферической нервной системы. Сотрудник телемедицинского центра Александр Ильяшенко и заведующий отделом IT Михаил Шифрин рассказали о развитии информационных технологий в учреждении.

Вопрос: Как вы считаете какую роль в нейрохирургии играют информационные технологии? Существуют ли новые разработки, отсутствие которых застопорит развитие направления?

Александр Ильяшенко: Нейрохирургия является областью, где всегда применялись передовые технологии и развитию новых проектов уделялось большое внимание. Поэтому сейчас, во время всеобщей цифровизации системы здравоохранения, наше учреждение не чувствует больших перемен, по сравнению с остальными направлениями, где IT было развито слабо.

Наш центр находится на высоком уровне развития, и понимает насколько сильно нейрохирургия зависит от развитости информационных технологий. Но за последние годы не появилось по-настоящему прорывного проекта, который мог бы кардинальным образом повлиять на работу нашей области. Все новые технологии либо попросту невозможно применить к нашей работе, либо они находятся на такой зачаточной стадии, которая не может вывести область на новую высоту.

Михаил Шифрин:Я соглашусь со своим коллегой, но хочу добавить, что даже при такой небольшой стагнации, развитие области продолжается: улучшаются технологии лучевой диагностики, компьютерной навигации и т.д.

Модернизация видна в появлении качественно новых видов диагностики заболеваний, помогающие врачу быстрее найти причину заболевания и начать лечение. К одной из таких эффективных технологий можно отнести трактографию (методика, при которой можно более тщательно провести диагностику и определить направление проводящих каналов головного мозга). Подобная методика помогает специалисту лучше оценить характер заболевания и спланировать операцию.Также большое значение будут иметь инновации, имеющие связь с молекулярно-генетическим анализом, они применимы не только в нейрохирургии, но и в других областях здравоохранения.

Вопрос: Опишите, пожалуйста, ИТ-пейзаж вашего учреждения на данным момент.

Александр Ильяшенко: Наше учреждение размещено в ряде зданий, которые занимают почти целый квартал в центре столицы. Именно такое удачное расположение помогло нам выстроить ЦОД (центр обработки данных) на собственной территории. В своей деятельности мы опираемся на медицинскую информационную систему, лабораторные и рентгенологические информационные системы, а также имеем дело с системами передачи и архивации изображений. Финансовый отдел нашего учреждения работает с системой управленческого учета. В данное время на конечной стадии завершения находится переход на новую информационную систему, после внедрения которой прошлая версия будет использоваться для аналитических целей.

Если уж я упомянул в разговоре аналитику, то следует заметить, что все данные мы рассчитываем вручную. К сожалению пока более эффективного способа, придумано не было. Все наши программы синхронизированы с внешними источниками. Благодаря динамичному развитию цифровой медицины мы получили возможность напрямую общаться с Минздравом, ФОМС и другими управлениями. Мы обмениваемся данными, но пока процесс длительный, так как ввод информации приходится проводить вручную.

Вопрос: Есть ли у вас своя стратегия развития и основные направления? Если да, расскажите нам о них.

Александр Ильяшенко: Знаете, последние годы у нас в центре произошло очень много всего, менялись учредители, проходило преобразование самого центра. Поэтому говорить о каких-то четких стратегических целях мы не можем. Стратегия за это десятилетие менялась кардинально несколько раз, поэтому сейчас мы только в самом начале осознания того, что нам предстоит сделать и в какие сроки. Главная задача нашего учреждения – предоставление инструментов для организации работы центра, с целью развития отрасли по всей России.

Михаил Шифрин: Мы получили большой вызов: создать огромный центр управления развитием нейрохирургии в масштабах всей России. Это наша главная стратегическая задача, однако пока она не имеет законодательной поддержки.

Вопрос: Что вы можете сказать о процессе digital-преобразования, которое в последнее время стало так интересно государству и бизнесу? Для вас эта актуальная тема?

Александр Ильяшенко: Будет ли этот вопрос для нас злободневным станет понятным тогда, когда удастся сгруппировать все данные о нейрохирургии по стране. Наш центр до поры до времени являлся закрытым предприятием, не имеющим внешних связей и работающим только с внутренними данными. Теперь перед нами открылись двери и на нас навалилось большое количество самой разной информации. Сейчас мы находимся на стадии оценки предполагаемого объема работ и пытаемся понять, как нам строить работу в центре, чтобы справляться с новыми объемами.

Для упрощения своего труда мы сейчас встраиваем СХД Hitachi Vantara, который даст нам возможность работать с любыми объемами данных. Это и есть один из главных этапов усовершенствования информационной инфраструктуры нашего предприятия.

Вопрос: Вы, конечно, в курсе о законе по телемедицине, принятом в январе этого года. Благодаря этой инициативе для телекоммуникационных технологий расширились возможности. Как в вашем центре относятся к подобной виртуальной медицине, есть ли сферы, где вы пользуетесь услугами телемедицины?

Александр Ильяшенко: Телекоммуникационные технологии в нашем центре используются без малого 15 лет. С помощью телемедицины нейрохирурги из разных областей могут взаимодействовать друг с другом и делиться опытом. Более опытные врачи консультируют молодых коллег и помогают им в постановке диагноза. Бывают такие ситуации, когда такие видеоконференции помогают спасти людям жизнь, приняв решение о срочной госпитализации. А в тех ситуациях, когда в стране происходят чрезвычайные события наши специалисты проводят целые марафоны с удаленными консультациями, чтобы суметь оказать помощь как можно большему количеству пострадавших.

Такие преимущества цифрового здравоохранения бесценны в современном мире, и должны развиваться еще быстрее и масштабнее. В 2015 году Минздрав спонсировал 21 федеральное медицинское учреждение, в этом списке и наш центр. На эти деньги мы обновили свои системы ВКС и для видеоконференций. Сейчас мы постоянно взаимодействуем с Департаментом информационных технологий министерства здравоохранения и совместно тестируем новые проекты и возможности Единой государственной информационной системы. А если говорить о самом законе по телемедицине, то пока что прошло слишком мало времени, чтобы увидеть изменения от нововведений. Прошло всего полгода, понадобится несколько лет, чтобы можно было оценить положительные стороны закона.

В свою очередь мы стараемся развивать направление и готовиться к тому времени, когда будут внесены поправки в закон и мы сможем переходить на абсолютно новый формат работы.

Михаил Шифрин: Сейчас наши специалисты по видеоконференции могут общаться только со своими коллегами и проводить консультации только с другими врачами. Разговаривать с пациентами и ставить им диагнозы законодательно запрещено. То есть, если доктор обращается в наш центр и рассказывает о симптомах своего пациента наш специалист может озвучивать свои диагнозы и давать рекомендации по лечению, но при разговоре с пациентом так делать нельзя. Говорят, что ситуация в скором времени будет меняться. Мы надеемся на эти положительные тенденции, так как они позволят нам и пациентам экономить время и не привлекать других специалистов в качестве посредников между этими двумя звеньями.

Опытному врачу хватает только осмотреть пациента и задать ему несколько вопросов, чтобы понять, как необходимо действовать.

Вопрос: Как обстоит дело с финансированием ваших проектов?

Александр Ильяшенко: Как вы, наверняка знаете, медицинская область имеет весьма ограниченный бюджет, конечно наша сфера также испытывает этот дефицит финансов. Те деньги, что мы получаем из бюджета уходят только на поддержку наших систем. На развитие, увы, выделять столько денег, сколько нам нужно не представляется возможным. Из-за кризиса в стране и постоянных скачков валюты импортное оборудование стало стоить в разы больше, закупать его в тех же объемах, что и раньше не получается.

У нас еще и не только оборудование, но и программное обеспечение закупается за рубежом. Приобретаем мы его за иностранную валюту, что выливается в кругленькую сумму. Пока мы не наблюдаем достойных отечественных альтернатив, поэтому платим зарубежным компаниям.

Вопрос: Как IT помогают развивать научную деятельность центра?

Александр Ильяшенко: Информационные технологии уже давно предоставляют нашим специалистам работающие инструменты для улучшения их деятельности. Как мы говорили в самом начале: нейрохирургия не может существовать отдельно от цифровой медицины и инновационных технологий. Все исследования и проекты проводятся с использованием информационных технологий.Помимо улучшения качества работы IT дают нам возможность коммуникацировать с коллегами и участвовать в проектах, которые идут в разных областях страны. Технологии дают нам возможность ощущать себя рядом при помощи веб-связи и видеоконференций.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Задать вопрос

Оставьте свое сообщение и контакты для связи.
Мы с вами обязательно свяжемся.