ДВУКРАТНЫЙ СПАД ИНВЕСТИЦИЙ В ЗДРАВООХРАНЕНИЕ ЗА 5 ЛЕТ

Финансирование здравоохранение упало в два раза

Научный сотрудник РАНХиГС  Наталья Сисигина провела исследование и выяснила, что объем инвестиций в здравоохранение снизился почти вдвое, по сравнению с 2012 годом. Сейчас сумма вкладываемых средств в медицину составляет порядка 180 миллиардов рублей в год.


Объясняется такое положение дел экономическим кризисом, который разразился в 2014 году, а также завершением основных федеральных и региональных программ по улучшению здравоохранения. Государственная программа поддержки медицинской сферы неуклонно сокращалась все эти пять лет, а в минимальной точке достигла 128 миллиардов рублей.


Согласно информации обнародованной Организацией экономического сотрудничества и развития, объем капиталовложения на душу населения составляет на данный момент всего 32 доллара. А по паритету покупательской способности эта цифра соотносится с данными таких стран как Чили и Мексика, в которых с медициной сейчас дела обстоят не самым лучшим образом.

 

Медицинские учреждения оказались в таком положении, что они не имеют права распоряжаться своими активами, государственные инвестиции заметно сократились, а привлечь вложения со стороны практически невозможно.

 


Самые высокие объемы вложений зафиксированы в Австрии и США. Там сумма превышает 300 долларов на душу населения. Уровень медицинского сервиса в этих странах очень высокий, что сказывается на качестве жизни населения страны.


В нашей стране модель финансирования несовершенна и не способна обеспечить эффективность капиталовложения. Вследствие этого происходит простой закупленного дорогого оборудования, не организуется работа по оснащению помещений технологическими новинками, а также повсеместно не хватает квалифицированных кадров, для работы с оборудованием и общения с клиентами.

 

Если ситуация с государственным финансированием и привлечением сторонних инвестиций не нормализуется в ближайшее время, то сферу здравоохранения ждут не самые простые времена.

 


Новые технологии и методы лечения появляются с завидной регулярностью, и для их внедрения в медицинскую область требуются большие финансы. Где их изыскивать самостоятельно лечебные учреждения не знают.


Региональные власти запускают крупномасштабные и долгосрочные проекты, которые требуют огромного вложения финансов и времени, и вместо того, чтобы сдавать их в указанные сроки, всячески тянут время и просрочивают озвученные сроки.


 РАНХиГС предлагает упростить возможность частных инвесторов вкладывать деньги в лечебные учреждения и влиять на их работу. А также создать все необходимые условия для возможности медицинским субъектам реинвестировать (дополнительно вкладывать свой капитал) финансы по своему усмотрению и в те области, которые им кажутся наиболее перспективными.

Государство, как единственный инвестор

А на данный момент государство, было, есть и остается основным инвестором в сферу здравоохранения. Это право подкрепляется законодательством: государственным учреждениям нельзя совершать самостоятельные операции с выделенным бюджетом.

История показывает, что подобного рода монополия государства не всегда приводит к хорошим результатам. В основном, деньги из казны тратятся на определенные проекты, которые, считаются наиболее перспективными. Но, в это же время не учитываются реальные потребности медицинских учреждений, которые необходимо удовлетворять здесь и сейчас.

При работе с бюджетными деньгами нет строгого планирования, и регулярной отчетности в вышестоящие органы. Из-за такого отношения больницы не могут работать в полную силу, из-за того, что закупленное дорогое оборудование месяцами пылится, не находя применение.

Зачастую, приобретается оборудование, не совсем даже подходящее по профилю учреждению. Как следствие: трата денег впустую и не отвечание на запросы нуждающихся пациентов.

Нельзя сказать, что нерациональное расходование денег – это беда только российской сферы здравоохранения. При монополии государства на финансирование бесплатной медицины ровно с такими же проблемами сталкивались и многие европейские страны.
Изначально страна, как основной вкладчик финансов в структуру понималась как единственно возможный путь развития. Оно и было правильно, так как правительственная поддержка выглядит более весомой, и привлечь финансы становится немного проще. Но все это смотрелось хорошо до поры, до времени.

 

Медицинские организации, которым не приходится изыскивать средства, и привлекать инвесторов не чувствуют своей ответственности за происходящие внутри учреждения процессы. Они знают, что бюджет заведения пополнится в любом случае, без их участия. Поэтому ни о какой работе с финансами, рациональном расходовании или перераспределении соответственно нуждам отделов, не идет даже речи.

 

Иметь только один источник финансирования плохо и с той стороны, что больницы не получают самостоятельности. Они просто предпочитают плыть по волнам и ждать, когда снова на счет поступят деньги, и можно будет начинать их тратить.
 Плюс на формирование бюджета и его распределения в случае с государством влияет несколько факторов, начиная от общественного мнения, и заканчивая банальным отсутствием финансов.


Как быть дальше?

 

Для того, чтобы не погрузиться в окончательную стагнацию и нежелание хоть что-то делать, придется переосмыслить саму модель распределения денежных средств. Государству придется учиться делиться, как финансированием, так и ответственностью за работу больниц.

 

Как официальный и самый крупный инвестор, государство должно финансировать крупномасштабные проекты (строительство медицинских центров, больниц), а все остальные проекты отдать на откуп частным инвесторам.

В том случае, если частным инвесторам не хватает финансов, правительство может выделить недостающую сумму для реализации инициативы. Так часто поступают в европейских странах.

Финансы на небольшие проекты, которые помогают закрывать текущие потребности клиник, предлагается включать в тариф на оплату медицинских услуг. Подобным образом западные больницы покрывают свои текущие расходы и могут откладывать часть финансов на будущие долгосрочные проекты.

Российская система здравоохранения гораздо более ограничена в возможности планирования собственного бюджета и трате его исходя только из своих нужд.

 Есть несколько направлений, которые являются более реальными в условиях нашей страны:
- более четкие и понятные требования к инвестиционным проектам и целесообразность траты финансов именно на них;
- возложение полной ответственности за трату средств на сами медицинские организации;
- позволять руководству клиник не возвращать остаток средств на конец периода в казну, а распределять его на удовлетворение нужд учреждения;
- увеличить список категорий капитальных расходов, на оплату которых деньги предоставляются в составе тарифов на оплату медицинских услуг.

Источник

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Задать вопрос

Оставьте свое сообщение и контакты для связи.
Мы с вами обязательно свяжемся.